Алексеев Анатолий Дмитриевич
(22.12(04.01).1902–29.01.1974)
Полярный
летчик, Герой Советского Союза, полковник, участник Гражданской и Великой
Отечественной войн.
Родился в городе Ломжа в Польше. Жил с родителями в городе Загорске (Троице-Сергиевский
Посад), где в 1918 году окончил гимназию. В 1920 году был призван в Красную
Армию.
В 1921 году Алексеев окончил курсы подготовки при Военной электротехнической
школе комсостава и был назначен инструктором по радио Севастопольской
объединенной школы морской авиации.
В 1928 году в составе экипажа
Б.Г. Чухновского Алексеев участвовал в поисках итальянской экспедиции У.
Нобиле. Им удалось найти и сообщить координаты местонахождения двух человек,
Цаппи и Мариано, из группы Ф. Мальмгрена, отправившейся пешком от места падения
дирижабля на Шпицберген. На обратном пути самолет совершил вынужденную посадку,
но Чухновский с единодушного согласия всех членов экипажа отказался от
немедленной помощи до спасения итальянцев. За свои действия в этой спасательной
экспедиции Алексеев был награжден
орденом Красного Знамени.
С 1930 года началась его работа летчиком Управления полярной авиации
Главсевморпути.
Следующей вехой в биографии Алексеева стало участие в 1936 году в проводке
Северным морским путем эскадренных миноносцев «Сталин» и «Войков» на Тихий
океан.
2 июля корабли вышли из Кронштадта, по Беломорско-Балтийскому каналу перешли в
Архангельск, а затем в сопровождении ледореза «Ф. Литке» направились на Новую
Землю, где их ожидали отряды судов, выделенные для снабжения экспедиции
топливом, продовольствием, запасными частями. К этому времени на маршрут
перехода вышли ледоколы «Ермак» в Карском море и «Красин» в Восточно-Сибирском.
Вместе с «Ф. Литке» они должны были обеспечивать проводку кораблей во льдах.
Алексеев возглавил группу из трех самолетов, обеспечивавших воздушную ледовую
разведку.
Переход, особенно в Карском море, протекал в очень тяжелых ледовых условиях.
17 октября эскадренные миноносцы «Войков» и «Сталин» вошли в состав
Тихоокеанского флота. Опыт этой экспедиции был широко использован при
последующих проводках кораблей на Дальний Восток.
В марте – июне 1937 года Алексеев в качестве командира самолета Г-2 «СССР Н-172»
участвовал в экспедиции по высадке на Северный полюс группы
И.Д. Папанина.
21 мая в 11.35 Водопьянов впервые в мире посадил самолет на Северный полюс. 25
мая с острова Рудольфа к полюсу вылетели три оставшихся самолета, но достичь его
благополучно, с первой попытки, удалось только Молокову. Из-за непогоды Алексеев
вынужден был посадить самолет в семнадцати километрах от полюса и смог прилететь
на полюс только два дня спустя.
На обратный путь бензина не хватало, однако Алексеев отказался бросить машину и
совершил посадку на льдину недалеко от 84-й параллели, куда вскоре горючее ему
доставил П.Г. Головин. 27
июня Алексеев в составе других членов экспедиции был удостоен звания Герой
Советского Союза. Ему была вручена Золотая Звезда под № 38 и орден Ленина.
В последующие предвоенные годы в активе Алексеева участие осенью 1937 года в
поисках экипажа
С.А. Леваневского, весной 1938 года он возглавил авиаотряд по спасению
экипажей ледокольных пароходов «А. Сибиряков», «Малыгин» и «Г. Седов»,
дрейфовавших в северной части моря Лаптевых. Отважные летчики вывезли 184
человека. За выполнение этого задания он был награжден
орденом Красной Звезды.
В 1939–1941 гг. Алексеев работал летчиком-испытателем на авиазаводе № 22. Он
провел заводские и государственные испытания опытного дальнего бомбардировщика
ДБ-240, запущенного в серию под индексом Ер-2, а также всех последующих
модификаций этого самолета. В начале 1941 года он совершил перелет
Москва–Омск–Москва без посадки в Омске со сбросом там 1000 кг условных бомб.
С июля 1941 года Алексеев участвовал в Великой Отечественной войне. В
соответствии с Постановлением Государственного Комитета Обороны от 14.07.41 г. №
ГКО-143сс «Об авиадивизии дальнего действия» его откомандировали из Наркомата
авиационной промышленности в тяжело-бомбардировочную авиагруппу. Командуя
эскадрильей ТБ-7, Алексеев совершил 27 боевых вылетов на бомбардировку военных
объектов в глубоком тылу противника, в т.ч. в Кенигсберге и Вильно.
В течение 1944–1958 годов он работал летчиком-испытателем, через его руки прошли
72 типа самолетов, включая и новейшие реактивные машины. В последние годы
Алексеев занимал пост заместителя начальника Полярной авиации по летной службе.
В
общей сложности Алексеев был кавалером трех
орденов Ленина,
пяти
орденов Красного Знамени, трех орденов Красной Звезды,
ордена
Отечественной войны I степени и многих медалей.
Умер в Москве, похоронен в колумбарии
Новодевичьего кладбища.
Остров (пилота Алексеева) в Карском море северо-восточнее острова Таймыр.
Впервые заметил
Э.В. Толль в 1901 году. Название дано в 1936 году экспедицией на ледокольном
пароходе «Г.
Седов».
Остров севернее острова Баренца в архипелаге Шпицберген. |