Андрэ (Andree) Соломон Август
(18.10.1854–октябрь 1897)
Шведский
инженер, одним из первых применивший воздушный шар для исследования Арктики.
Родился в Швеции, в многодетной семье аптекаря. Отличался ясным умом и сильной
волей, унаследованными от родителей. В семье поддерживался культ спартанского
воспитания детей.
Первые уроки грамоты Андрэ получил от матери, а затем поступил в школу. Учился
хорошо, имел много наград, но, окончив пять классов, к всеобщему удивлению
бросил школу и уехал в Стокгольм. Здесь он поступил в Высшую техническую школу,
которую окончил в двадцать лет, проявив блестящие способности, особенно в
физике.
В последующие годы Андрэ работал на заводе, посетил США, где познакомился с
основами воздухоплавания, без успеха занимался коммерцией. В 1882 году он служил
на шведской метеостанции на Шпицбергене, вел наблюдения атмосферного
электричества, земного магнетизма и метеорологических явлений по программе I
МПГ. После экспедиции Андрэ поступил в бюро патентов. Однако все эти годы его
больше всего интересовало развитие воздухоплавания.
В 1893 году Андрэ совершил девять полетов на воздушном шаре, во время которых
проводил и научные наблюдения. Кроме того, он впервые занялся вопросами
управления шаром, добившись в этом больших практических успехов. Уже тогда у
него появились мысли об использовании воздушного шара для исследований в
Арктике.
В 1895 году, заручившись поддержкой
Н.А.-Э. Норденшельда, он
представил Шведскому географическому обществу план достижения полюса на
сконструированном им аэростате «Орел». Среди жертвователей были «динамитный»
король А. Нобель и полярный меценат
О. Диксон. Для управления шар был оборудован системой парусов и гайдропов,
на случай длительного пребывания во льдах имелись сани, складная лодка и запас
продовольствия. Для передачи сообщений предполагалось взять 36 почтовых голубей,
помеченных клеймами, и 12 специальных буйков. Первая попытка в 1896 году не
состоялась из-за неблагоприятных метеоусловий.
Участники экспедиции 1897 года
Слева
направо: Г.Сведенборг (запасной), Н. Стриндберг,
К. Френкель, С. Андрэ. |
11 июля
1897 года Андрэ с двумя спутниками Френкелем и
Стриндбергом вылетел со
Шпицбергена.
Планировалось в
течение 6 суток достичь полюса и добраться до Берингова пролива. От экспедиции
было получено три коротких сообщения о ходе полета. 15 июля 1897 года шкипер
норвежского судна «Алкен» подстрелил почтового голубя. Записка от 13 июля
сообщала, что преодолено 250 миль, и полет идет на юго-восток. Экспедиция
исчезла. Через несколько лет в Исландии и Норвегии нашли пять буйков, только в
двух были записки. На
Земле Короля Карла нашли
самый большой буек, который Андрэ собирался сбросить над полюсом. Постепенно об
экспедиции стали забывать, и лишь спустя 33 года в 1930 году ее остатки были
случайно найдены на острове Белом к востоку от Шпицбергена.
Летом 1930 года Норвежским институтом для исследования Свальбарда и Ледовитого
моря была отправлена на архипелаг Земля Франца-Иосифа научно-промысловая экспедиция на судне
«Братвог», которую возглавлял геолог Г. Горн. По дороге норвежцы сделали высадку
на
острове Белом и обнаружили лагерь Андрэ. Они нашли останки Андрэ и Стриндберга,
серьезно поврежденные медведями, записные книжки, фотографические пленки (часть
из которых потом удалось спасти и проявить Й. Хертцбергу), сани, парусиновую
лодку, одежду, ружья, примус и много другой утвари. Взяв найденное, норвежцы
продолжили свой путь на Землю Франца-Иосифа.
Когда весть о находках достигла Европы, шведские журналисты зафрахтовали
норвежское судно «Исбьорн» и командировали на него своего коллегу К.
Стубендорфа. Ему посчастливилось найти тело Френкеля,
несколько путевых журналов и много разных предметов.
По уцелевшим
дневникам удалось восстановить историю аварии воздушного шара.
Вскоре после старта были потеряны гайдропы, и аэростат стал неуправляемым. Из-за
сильного обледенения он снизился, гондола стала ударяться о лед. 14 июля решено
было прекратить полет. Из оболочки был выпущен газ, и шар опустился на лед
примерно в 300 милях северо-северо-восточнее острова Белый. Андрэ принял решение
двигаться на ЗФИ, где на
мысе Флора для них был оставлен большой склад продовольствия. Подготовившись
к походу, 22 июля Андрэ с товарищами отправился в путь. Движение было очень
тяжелым, особенно досаждали переправы через полыньи и разводья. Читая дневник
Андрэ, в очередной раз поражаешься человеческому мужеству и силе духа. Находясь
в тяжелейшей ситуации, они сохраняли хорошее настроение, поддерживали друг друга
шутками: «А что, легко идет переправа?» – спрашивает один. «Идти-то она идет
легко, но с трудом!» – отвечает другой.
Несмотря на героические усилия добраться до мыса Флора не удалось из-за сильного
дрейфа в южном направлении. «Мы решили поэтому отказаться от похода на восток.
Нам не справиться ни с течением, ни со льдом, и у нас нет абсолютно никаких
видов чего-либо достигнуть, если мы будем продолжать путь на восток. Поэтому мы
все согласились начать наше новое скитание, держа курс на
Семь островов, и надеемся
дойти до них через шесть или семь недель». Такая запись появилась в дневнике
Андрэ 3 августа. На Семи островах был малый склад экспедиции.
Поход к Семи островам сопровождался такими же трудностями. Разводья, поля
торосов, зоны мелкобитого льда тормозили движение, забирали силы, которые уже
заметно поубавились. К тому же у Френкеля болела нога, и он не мог тащить сани.
Но самое главное заключалось в том, что южный дрейф уносил их в прорыв между
Северо-Восточной Землей и Землей Франца-Иосифа и не было никакой возможности достичь Семи
островов. И вот в преддверии полярной ночи они, уже измученные и больные, с
небольшим запасом пищи, со сломанными санями и в тонкой поношенной одежде были
вынуждены смириться с зимовкой на льду.
Френкель (слева) и Стриндберг
после удачной охоты. |
15 сентября
полярники увидели землю, льдину прибило к острову Белый. Последующие записи
показывают, что им удалось значительно пополнить запасы продовольствия, которых
должно было хватить на несколько месяцев. Льды почти прижали лагерь к южному
берегу острова, и было принято решение строить ледовую хижину, которую назвали
«Наш дом». Но 1 октября произошла катастрофа. Льдина треснула, хижина была
разрушена. 5 октября Стриндберг пишет: «Перебрались на берег», 6-го – «Снежная
буря, рекогносцировка», 7-го – «Переезд».
На этом записи практически обрываются. Лишь 17 октября в календаре Стриндберга
есть короткое и малопонятное замечание: «Домой в 7 ч. 5 м. утра». С этой минуты
все умолкло.
Путь группы Андрэ,
составленный по записям в дневнике. |
Причины их быстрой
гибели остаются неизвестными. Первым погиб Стриндберг, которого товарищи отвезли
к расселине в каменной гряде и забросали камнями. Андрэ, подробно описывавший
все события, о причинах смерти Стриндберга не обмолвился ни одним словом.
Официальная версия гибели Андрэ и Френкеля – «от холода во время сна» – не
кажется такой уж сомнительной. В лагере было найдено исправное оружие с большим
количеством патронов, запасы консервов, керосина, плавник, но не обнаружено
следов какой-либо хижины, мало-мальски пригодной для жилья. Скорее всего они
жили в палатке, основание которой было ограничено скалой, бревнами плавника и
китовым ребром. В пределах четырехугольного контура палатки и были найдены
останки Андрэ и Френкеля, причем Френкель лежал на боку с согнутой левой рукой,
кисть которой была подложена под щеку. Естественная поза спящего человека.
Среди других гипотез наиболее обоснованными представляются две:
В. Стефансона и
Э. Трайда.
По мнению Стефансона, Стриндберг погиб в результате несчастного случая, а Андрэ
и Френкель от отравления во сне углекислым газом, образующимся при неполном
сгорании керосина. Этот вывод позднее поддержал
Х. Свердруп.
По мнению же датского врача Трайда, смерть наступила из-за заболевания
трихинеллезом, которым полярники заразились от медвежьего мяса. Однако, нельзя
не отметить, что зимовавшие в этом регионе и в это же время английская
экспедиция Ф. Джексона,
Ф. Нансен и
Я. Иогансен также питались
медвежьим мясом без какого-либо ущерба для здоровья.
Поздней осенью 1930 года останки трех первых полярных аэронавтов были отправлены
в Швецию и там кремированы. Непонятная поспешность с кремированием лишила
возможности установить истинную причину смерти Андрэ и Френкеля. Урны с прахом
захоронены в Стокгольме на кладбище
Norra Begravningsplatsen (Северное
кладбище) — самое большое
кладбище
Швеции, расположено в северной части
Стокгольма (муниципалитет Сольна).
Интересно отметить, что в августе 1898 года на юго-западный мыс острова Белый
высаживались три участника другой шведской экспедиции, среди которых был
профессор И. Г. Андерсен. Стоило им пройти несколько километров, и они
наткнулись бы на место, где спали вечным сном Андрэ, Стриндберг и Френкель.
Случись это, и, возможно, на одну загадку Арктики стало бы меньше.
Мыс на западе острова Гофмана архипелага Земля Франца-Иосифа. Назван советскими картографами в
1955 году.
Мыс на юго-западе острове Белый.
Полуостров (Земля Андрэ) на севере острова
Западный Шпицберген.
Ледник длиной 7.5 км и шириной 2 км на
юго-западном побережье Земли Альберта I. Координаты
79°19.5'N 11°06.0'E.
Территория на побережье Восточной
Гренландии. Открыта в 1898 году шведской экспедицией
А.Г. Натхорста.
Свободная ото льда
территория на юго-западе острова Белый. Координаты
80°05.0'N 31º28.0'E.
Бухта на юго-восточном побережье острова
Короля, архипелага Короля Карла,
Шпицберген. Координаты 78° 52.5'N
29° 25.0'E.
|