Андрэ Соломон

Андрэ (Andree) Соломон Август
(18.10.1854–октябрь 1897)


Шведский инженер, одним из первых применивший воздушный шар для исследования Арктики.
Родился в Швеции, в многодетной семье аптекаря. Отличался ясным умом и сильной волей, унаследованными от родителей. В семье поддерживался культ спартанского воспитания детей.
Первые уроки грамоты Андрэ получил от матери, а затем поступил в школу. Учился хорошо, имел много наград, но, окончив пять классов, к всеобщему удивлению бросил школу и уехал в Стокгольм. Здесь он поступил в Высшую техническую школу, которую окончил в двадцать лет, проявив блестящие способности, особенно в физике.
В последующие годы Андрэ работал на заводе, посетил США, где познакомился с основами воздухоплавания, без успеха занимался коммерцией. В 1882 году он служил на шведской метеостанции на Шпицбергене, вел наблюдения атмосферного электричества, земного магнетизма и метеорологических явлений по программе I МПГ. После экспедиции Андрэ поступил в бюро патентов. Однако все эти годы его больше всего интересовало развитие воздухоплавания.
В 1893 году Андрэ совершил девять полетов на воздушном шаре, во время которых проводил и научные наблюдения. Кроме того, он впервые занялся вопросами управления шаром, добившись в этом больших практических успехов. Уже тогда у него появились мысли об использовании воздушного шара для исследований в Арктике.
В 1895 году, заручившись поддержкой Н.А.-Э. Норденшельда, он представил Шведскому географическому обществу план достижения полюса на сконструированном им аэростате «Орел». Среди жертвователей были «динамитный» король А. Нобель и полярный меценат О. Диксон. Для управления шар был оборудован системой парусов и гайдропов, на случай длительного пребывания во льдах имелись сани, складная лодка и запас продовольствия. Для передачи сообщений предполагалось взять 36 почтовых голубей, помеченных клеймами, и 12 специальных буйков. Первая попытка в 1896 году не состоялась из-за неблагоприятных метеоусловий.

 

Участники экспедиции 1897 года

Слева направо: Г.Сведенборг (запасной), Н. Стриндберг, К. Френкель, С. Андрэ.

 

11 июля 1897 года Андрэ с двумя спутниками Френкелем и Стриндбергом вылетел со Шпицбергена.

Планировалось в течение 6 суток достичь полюса и добраться до Берингова пролива. От экспедиции было получено три коротких сообщения о ходе полета. 15 июля 1897 года шкипер норвежского судна «Алкен» подстрелил почтового голубя. Записка от 13 июля сообщала, что преодолено 250 миль, и полет идет на юго-восток. Экспедиция исчезла. Через несколько лет в Исландии и Норвегии нашли пять буйков, только в двух были записки. На Земле Короля Карла нашли самый большой буек, который Андрэ собирался сбросить над полюсом. Постепенно об экспедиции стали забывать, и лишь спустя 33 года в 1930 году ее остатки были случайно найдены на острове Белом к востоку от Шпицбергена.
Летом 1930 года Норвежским институтом для исследования Свальбарда и Ледовитого моря была отправлена на архипелаг Земля Франца-Иосифа научно-промысловая экспедиция на судне «Братвог», которую возглавлял геолог Г. Горн. По дороге норвежцы сделали высадку на острове Белом и обнаружили лагерь Андрэ. Они нашли останки Андрэ и Стриндберга, серьезно поврежденные медведями, записные книжки, фотографические пленки (часть из которых потом удалось спасти и проявить Й. Хертцбергу), сани, парусиновую лодку, одежду, ружья, примус и много другой утвари. Взяв найденное, норвежцы продолжили свой путь на Землю Франца-Иосифа.
Когда весть о находках достигла Европы, шведские журналисты зафрахтовали норвежское судно «Исбьорн» и командировали на него своего коллегу К. Стубендорфа. Ему посчастливилось найти тело Френкеля, несколько путевых журналов и много разных предметов.

По уцелевшим дневникам удалось восстановить историю аварии воздушного шара.
Вскоре после старта были потеряны гайдропы, и аэростат стал неуправляемым. Из-за сильного обледенения он снизился, гондола стала ударяться о лед. 14 июля решено было прекратить полет. Из оболочки был выпущен газ, и шар опустился на лед примерно в 300 милях северо-северо-восточнее острова Белый. Андрэ принял решение двигаться на ЗФИ, где на мысе Флора для них был оставлен большой склад продовольствия. Подготовившись к походу, 22 июля Андрэ с товарищами отправился в путь. Движение было очень тяжелым, особенно досаждали переправы через полыньи и разводья. Читая дневник Андрэ, в очередной раз поражаешься человеческому мужеству и силе духа. Находясь в тяжелейшей ситуации, они сохраняли хорошее настроение, поддерживали друг друга шутками: «А что, легко идет переправа?» – спрашивает один. «Идти-то она идет легко, но с трудом!» – отвечает другой.
Несмотря на героические усилия добраться до мыса Флора не удалось из-за сильного дрейфа в южном направлении. «Мы решили поэтому отказаться от похода на восток. Нам не справиться ни с течением, ни со льдом, и у нас нет абсолютно никаких видов чего-либо достигнуть, если мы будем продолжать путь на восток. Поэтому мы все согласились начать наше новое скитание, держа курс на Семь островов, и надеемся дойти до них через шесть или семь недель». Такая запись появилась в дневнике Андрэ 3 августа. На Семи островах был малый склад экспедиции.
Поход к Семи островам сопровождался такими же трудностями. Разводья, поля торосов, зоны мелкобитого льда тормозили движение, забирали силы, которые уже заметно поубавились. К тому же у Френкеля болела нога, и он не мог тащить сани. Но самое главное заключалось в том, что южный дрейф уносил их в прорыв между Северо-Восточной Землей и Землей Франца-Иосифа и не было никакой возможности достичь Семи островов. И вот в преддверии полярной ночи они, уже измученные и больные, с небольшим запасом пищи, со сломанными санями и в тонкой поношенной одежде были вынуждены смириться с зимовкой на льду.

 

Френкель (слева) и Стриндберг после удачной охоты.

 

15 сентября полярники увидели землю, льдину прибило к острову Белый. Последующие записи показывают, что им удалось значительно пополнить запасы продовольствия, которых должно было хватить на несколько месяцев. Льды почти прижали лагерь к южному берегу острова, и было принято решение строить ледовую хижину, которую назвали «Наш дом». Но 1 октября произошла катастрофа. Льдина треснула, хижина была разрушена. 5 октября Стриндберг пишет: «Перебрались на берег», 6-го – «Снежная буря, рекогносцировка», 7-го – «Переезд».
На этом записи практически обрываются. Лишь 17 октября в календаре Стриндберга есть короткое и малопонятное замечание: «Домой в 7 ч. 5 м. утра». С этой минуты все умолкло.

 

Путь группы Андрэ, составленный по записям в дневнике.

 

Причины их быстрой гибели остаются неизвестными. Первым погиб Стриндберг, которого товарищи отвезли к расселине в каменной гряде и забросали камнями. Андрэ, подробно описывавший все события, о причинах смерти Стриндберга не обмолвился ни одним словом. Официальная версия гибели Андрэ и Френкеля – «от холода во время сна» – не кажется такой уж сомнительной. В лагере было найдено исправное оружие с большим количеством патронов, запасы консервов, керосина, плавник, но не обнаружено следов какой-либо хижины, мало-мальски пригодной для жилья. Скорее всего они жили в палатке, основание которой было ограничено скалой, бревнами плавника и китовым ребром. В пределах четырехугольного контура палатки и были найдены останки Андрэ и Френкеля, причем Френкель лежал на боку с согнутой левой рукой, кисть которой была подложена под щеку. Естественная поза спящего человека.
Среди других гипотез наиболее обоснованными представляются две: В. Стефансона и Э. Трайда.
По мнению Стефансона, Стриндберг погиб в результате несчастного случая, а Андрэ и Френкель от отравления во сне углекислым газом, образующимся при неполном сгорании керосина. Этот вывод позднее поддержал Х. Свердруп.
По мнению же датского врача Трайда, смерть наступила из-за заболевания трихинеллезом, которым полярники заразились от медвежьего мяса. Однако, нельзя не отметить, что зимовавшие в этом регионе и в это же время английская экспедиция Ф. Джексона, Ф. Нансен и Я. Иогансен также питались медвежьим мясом без какого-либо ущерба для здоровья.
Поздней осенью 1930 года останки трех первых полярных аэронавтов были отправлены в Швецию и там кремированы. Непонятная поспешность с кремированием лишила возможности установить истинную причину смерти Андрэ и Френкеля. Урны с прахом захоронены в Стокгольме на кладбище Norra Begravningsplatsen
(Северное кладбище) — самое большое кладбище Швеции, расположено в северной части Стокгольма (муниципалитет Сольна).
Интересно отметить, что в августе 1898 года на юго-западный мыс острова Белый высаживались три участника другой шведской экспедиции, среди которых был профессор И. Г. Андерсен. Стоило им пройти несколько километров, и они наткнулись бы на место, где спали вечным сном Андрэ, Стриндберг и Френкель. Случись это, и, возможно, на одну загадку Арктики стало бы меньше.
Мыс на западе острова Гофмана архипелага Земля Франца-Иосифа. Назван советскими картографами в 1955 году.
Мыс на юго-западе острове Белый.
Полуостров (Земля Андрэ) на севере острова Западный Шпицберген.

Ледник длиной 7.5  км и шириной 2 км на юго-западном побережье Земли Альберта I. Координаты 79°19.5'N  11°06.0'E.
Территория на побережье Восточной Гренландии. Открыта в 1898 году шведской экспедицией А.Г. Натхорста.

Свободная ото льда территория на юго-западе острова Белый. Координаты 80°05.0'N   31º28.0'E.

Бухта на юго-восточном побережье острова Короля, архипелага  Короля Карла, Шпицберген. Координаты 78° 52.5'N  29° 25.0'E.

 

Вернуться на главную страничку