Арчер (Archer) Колин
(22.07.1832–03.02.1921)
Выдающийся
норвежский кораблестроитель, создатель знаменитого «Фрама».
Родился в норвежском городе Ларвик двенадцатым ребенком из тринадцати детей
Джулии и Уильяма Арчеров. Его родители были выходцами из Шотландии, где отец
занимался торговлей лесом. Недовольный ходом дел отец купил шхуну, погрузил на
нее все свои пожитки, жену с семью детьми и взял курс на Ларвик. Здесь, продав
судно, он с доплатой приобрел усадьбу и обосновался в ней навсегда. С переменным
успехом отец занимался торговлей и лесосплавом.
Колин получил приличное школьное образование, в 1849 году поступил учеником на
корабельную верфь и стал посещать вечернюю техническую школу. Однако спустя
полтора года он вынужден был уехать в Калифорнию, где один из его братьев
работал на золотых приисках. После восьми месяцев не слишком успешной
старательской работы Арчер отправился в Австралию. Там к тому времени осели
многие члены семьи Арчеров. Вместе со старшими братьями он десять лет занимался
разведением крупного рогатого скота и овец. В 1861 году уже состоятельным
человеком он вернулся на родину в Ларвик. К 30 годам внешне ничто не предвещало
его судьбы выдающегося судостроителя. Дело было в том, что Арчер всегда очень
долго вынашивал внутри себя принятые решения. Впоследствии он писал, что лодками
и их постройкой он бредил еще с мальчишеских лет, но жизнь заставляла заниматься
зарабатыванием денег на пропитание. По-видимому, к 30 годам он посчитал себя
материально готовым к открытию собственного корабельного дела. Закупив всю
доступную литературу по судостроению, Арчер занялся самообразованием, давшим, в
конце концов, великолепные результаты.
К моменту начала строительства «Фрама» для
Ф. Нансена Арчер имел богатый
практический опыт и теоретические знания по судостроению. «Фрам» безусловно –
венец его достижений. Идея исходила от Нансена – претворение ее в жизнь было
делом Арчера, который отдал ему всю свою любовь и мастерство. На «Фраме» были
осуществлены блестящие полярные экспедиции трех великих норвежцев: Нансена в
центральный арктический бассейн,
О. Свердрупа в район Канадского арктического архипелага и
Р. Амундсена к берегам Антарктиды.
Арчер строил суда и для других полярных экспедиций. Тюленебойное судно «Плукс»,
спроектированное и построенное им, было переоборудовано и под новым именем
«Южный Крест» участвовало в антарктической экспедиции К. Борхгревинка. Арчер
перестроил судно «Ясон», которое под названием «Полярная Звезда» стало судном
экспедиции герцога
Л. Абруццкого к Земле Франца-Иосифа. Арчер переоборудовал китобойное судно «Гаральд
Хаарфагер», ставшее знаменитой «Зарей» выдающегося
Э.В. Толля. Этот список
можно продолжить двумя большими спасательными ботами для России и восемью
лоцманскими ботами для Финляндии, построенными в период 1898–1902 годы.
Бюст
Колина Арчера в Ларвике |
Годы брали свое. Работы на верфях Арчера в начале XX века пошли на убыль, и в
1910 году в возрасте 78 лет он закончил свою активную судостроительную
деятельность. В общей сложности на его верфях было построено порядка 200 больших
и малых судов, не считая многочисленных лодок, созданных по его чертежам на
других верфях.
Получив известие о смерти Арчера, Нансен прислал его семейству телеграмму, в
которой выразил свою признательность покойному за все, что тот сделал для него и
людей всего норвежского побережья.
Арчер похоронен на семейном кладбище в Толлероддене рядом со своими родителями,
братьями и сестрами.
Полуостров на северо-востоке острова Девон в
Канадском арктическом архипелаге. Открыт экспедицией О. Свердрупа на «Фраме» в
1900 году.
Мыс в заливе Сент-Джордж-Фиорд на северо-западе Гренландии.
Гора в западной
части Земли Андрэ, Шпицберген. Координаты
79°40'N 11°20'E.
Фиорд на северо-востоке острова Элсмир.
Открыт экспедицией О. Свердрупа на «Фраме» в 1900 году.
Бухта (Колин-Арчера) в проливе Заря архипелага Норденшельда в Карском море. В
1893 году Нансен дал это название всему современному проливу Заря. После работ РПЭ
название стали относить только к бухте. |