Бердников Николай Васильевич
(1901–28.10.1940)
Советский
арктический капитан.
Родился в селе Вавож Малмыжского уезда Вятской губернии. Семья переехала в
Архангельск, где Бердников учился в гимназии, а летом, в каникулы, плавал юнгой
на паруснике «Светлана». Море влекло юношу, и по окончании гимназии в 1919 году
он нанялся матросом на парусник «Антоний», а через год перешел на гидрографическое судно «Беднота».
Отслужив в армии, Бердников продолжил работу на разных судах, в свободное время
готовился к поступлению в Архангельский техникум водного транспорта, поступил в
него и в 1930 году получил диплом штурмана малого плавания. Начав со штурмана
парохода «Волга», через год он перешел вторым помощником к
Б.И. Ерохину на ледокольном
пароходе
«Владимир Русанов».
В 1932 году на этом судне работала экспедиция института по изучению Севера под
руководством
Р.Л. Самойловича. Ею была произведена смена полярников
Г.А. Ушакова на острове Домашнем, открыт ряд островов в Карском море, проведены
гидрологические и гидрографические работы в проливе Шокальского, основана полярная
станция на мысе Челюскин, которую возглавил Б.Д. Георгиевский.
В летние навигации 1933 и 1934 годов Бердников также служил на «Русанове», но уже
имея диплом штурмана дальнего плавания. Были совершены рейсы в море Лаптевых – в
бухты Марии Прончищевой и Нордвик, куда доставлялись разнообразные грузы для
обеспечения работы геологов и буровиков.
По воспоминаниям работавших с Бердниковым людей, внешне он производил
впечатление молчаливого и замкнутого человека, но за видимой суровостью
скрывались доброта и отзывчивость. Он много читал, любил музыку, играл на
нескольких инструментах, редактировал стенгазету, был интересным собеседником.
В 1939 году Бердников командовал л/п «Малыгин», на котором совершил сквозное
плавание Северным морским путем с запада на восток. На борту работала
гидрографическая и гидрологическая экспедиция под руководством
Я.К. Смирницкого и Г.Е.
Ратманова. На следующий год работы были продолжены в Чукотском и
Восточно-Сибирском морях. Завершив их и забрав смену зимовщиков с острова Генриетты в
архипелаге Де-Лонга, «Малыгин» прибыл в бухту Провидения, откуда 23 октября направился
во Владивосток, имея на борту 85 человек, в том числе 12 женщин.
Остров Генриетты. Брошенная полярная станция. 2011 год
(фото Н.М. Столбова) |
Через четыре дня радиостанция в Петропавловске и находящиеся в регионе суда
получили сигнал бедствия с «Малыгина». У восточного побережья Камчатки ураганным
ветром сорвало палубную горловину бункера. В кочегарку попало много воды, пар в
судовых котлах «сел», терялось управление, крен достиг 20 градусов. В последних
радиограммах Бердников сообщал, что вода прибывает, ломаются переборки, рушатся
надстройки, якоря не достают дна, все спасательные средства уничтожены ураганом.
Положение безнадежное. Около 2 часов ночи 28 октября «Малыгин» резко лег на борт
и затонул.
В течение 43 дней продолжались поисковые работы. На берег были выброшены остатки
надстроек, разбитая шлюпка и несколько других предметов. Именами многих
малыгинцев названы объекты в Арктике. Это Я.К. Смирницкий,
Н.А. Лебединский,
Д.С. Фоменко, Н.Я. Колодиев (бухта на восточном берегу острова Нансена в архипелаге
Земля Франца-Иосифа).
Мыс на севере острове Южный Хохштеттера в
архипелаге
Земля Франца-Иосифа. По представлению полярных гидрографов название утверждено в 1963 году
Архангельским облисполкомом (Решение № 651). |