Боровиков Григорий Никитич
(28.01.1890–06.09.1951)
Советский
гидрограф.
Родился в деревне Волосово Лихославльского района Тверской губернии в семье
крестьянина. Четыре года он проучился в местной земской школе, а в двенадцать
лет пошел работать подручным на мукомольно-маслобойный завод.
В 1906 году Боровиков уехал в Петербург, где работал чернорабочим на заводе
«Артур Коппель», а затем слесарем на заводе «Тилмано». Попав в петербургскую
заводскую среду, активный юноша втянулся в политическую деятельность. За
организацию забастовки протеста против суда над членами социал-демократической
фракции в Государственной думе Боровиков в числе шестидесяти рабочих был уволен
с завода. Лишь через шесть месяцев с помощью товарищей ему удалось устроиться на
завод «Русско-американского акционерного общества».
В 1911 году
Боровикова призвали на действительную службу во флот. В предреволюционные и
революционные годы он примкнул к большевикам, руководил арестом офицеров линкора
«Петропавловск», на котором служил трюмным машинистом, стал членом, а затем
председателем судового комитета своего корабля и по совместительству
председателем бригадного комитета линейных кораблей Балтийского флота.
В годы гражданской войны Боровиков в составе добровольцев отряда Дыбенко
участвовал в исторических боях под Нарвой против немецких и белоэстонских войск,
во время Кронштадтского мятежа разоружал на Неве корабли восставших. После
Гражданской войны полем его деятельности было материальное обеспечение кораблей
Балтийского и Черноморского флотов, руководство Балтийской машинной школой.
Домик Боровиковых |
В 1929 году после окончания Военно-Морской академии Боровиков в течение трех лет был начальником и
комиссаром Высшего морского училища имени Ф.Э. Дзержинского.
В 1934 году, став заместителем начальника Ленинградского отделения «Главсевморпути»,
Боровиков принимал активное участие в снаряжении рейса «Челюскина», а через год
был назначен начальником полярной станции о. Диксон и порта, который только
начинали строить. Через год посетивший Диксон писатель Борис Горбатов отмечал
разительные перемены, происшедшие на острове. Там появились теплицы, универмаг,
жилые дома, спортивный городок, типография, велись активные работы по
строительству причалов. Первые строители порта стали прообразами героев серии
рассказов Горбатова под общим названием «Обыкновенная Арктика». За организацию
зимовки на Диксоне Боровиков был награжден
орденом Красной Звезды.
После трехлетнего пребывания на Диксоне Боровиков вернулся в Ленинград и был
назначен начальником Полярной гидрографии. Это был последний руководящий пост,
который ему довелось занимать. Сказались годы напряженной деятельности,
требовавшей полной отдачи физических и духовных сил. В 1940 году у него случился
тяжелый инсульт, после которого он так и не смог окончательно оправиться.
Во время Великой Отечественной войны Боровиков не захотел оставить Ленинград.
Отправив семью в Вологду, он пережил блокаду, стараясь по мере сил помогать
обороне города: строил укрепления, дежурил в отрядах ПВО, выполнял различные
поручения.
Умер в Ленинграде, похоронен на Шуваловском кладбище.
Могилу найти не удалось.
Мыс на севере острове Кун архипелага Земля Франца-Иосифа. По предложению полярных
гидрографов название утверждено в 1963 году решением № 651 Архангельского
облисполкома. |