Брусилов Георгий Львович
(19(31).05.1884–1914?)
Лейтенант
русского военно-морского флота.
Родился в Николаеве, в семье военного моряка Льва Алексеевича Брусилова,
впоследствии начальника морского генерального штаба. Он вырос на море и полюбил
его с детских лет, его привлекал морской уклад жизни, корабельный быт и порядки.
Отец всячески поощрял пристрастие сына к морю, научил его прекрасно плавать и
управлять шлюпкой под парусами. Полученное от отца воспитание сформировало и
укрепило в мальчике качества, необходимые моряку: смелость, решительность и
находчивость в трудную минуту.
После окончания в 1903 году Морского кадетского корпуса девятнадцатилетним
юношей принял участие в русско-японской войне сначала на миноносце, затем на
крейсере «Богатырь».
Служил на дальнем Востоке, на Балтийском море. В 1910–1911 годы Брусилов принимал
участие в г/э СЛО на л/п «Вайгач», совершив на нем переход из Петербурга к месту
базирования экспедиции – Владивосток. В августе 1910 года его перевели вахтенным
начальником на второе судно экспедиции л/п «Таймыр». На нем он участвовал в
первом рекогносцировочном походе и гидрографических работах в Чукотском море.
В Брусилове пробудился интерес к Северу, понимание важности Северного морского
пути для развития экономики России. Будучи весьма экспансивным, решительным, в
значительной степени необузданным человеком, склонным к резким, неожиданным
поступкам, он разочаровался развитием г/э СЛО. Ему казалось, что плавание идет
неоправданно медленно. Брусилов решил организовать собственную экспедицию и в
1911 году, добившись отпуска по «домашним обстоятельствам», уехал в Англию и на
деньги жены своего дяди генерал-лейтенанта Б.А. Брусилова Анны Николаевны
Брусиловой приобрел прекрасную паровую яхту «Пандора-II». Она имела
водоизмещение 231 тонну и была приспособлена для плавания во льдах. В честь
Брусиловой судно получило новое название «Св. Анна».
«Св. Анна» у Николаевского (Благовещенского) моста |
Основной задачей экспедиции было намерение повторить путешествие
Н.А.-Э. Норденшельда на
«Веге», т.е. пройти Северо-Восточным проходом, с попутным промыслом морского
зверя. Научные исследования не планировались. Кроме Брусилова, в состав
экспедиции входили штурман
В.И. Альбанов, окончившая
самаритянские курсы и исполнявшая обязанности врача
Е.А. Жданко и 21 человек
команды. Перед самым отходом от участия в экспедиции отказались лейтенант Н.
Андреев, гидролог Севастьянов и доктор, заболел штурман Бауман. В результате
экспедиция осталась без укомплектованного руководящего состава, да и среди
команды оказалось много случайных людей, не готовых ни морально, ни физически к
тяжелым испытаниям. Продовольствия было взято на полтора года.
Из-за задержек при плавании вокруг Скандинавии экспедиция стартовала слишком
поздно: 28 июля (10 августа) 1912 года из Петербурга и 28 августа (10 сентября)
после непродолжительной стоянки покинуло Александровск-на-Мурмане. Безусловно,
это также сыграло свою роль в том, что с ней случилось. Ледовая обстановка в
1912 году в Карском море оказалась чрезвычайно тяжелой. В начале октября у полуострова
Ямал судно было зажато льдами и в течение полутора лет дрейфовало на север. Во
время первой зимовки часть экипажа переболела какой-то непонятной болезнью.
Летом с появлением свежего мяса состояние улучшилось. Предпринимались попытки
освободиться из ледового плена, однако уже в августе стало ясно, что это не
удастся. Вторая зимовка проходила еще тяжелее и подействовала на участников
экспедиции удручающе. Резко испортились отношения между командиром и штурманом,
в результате чего Альбанов был отстранен от исполнения своих обязанностей.
После этого у Альбанова зародилась мысль покинуть судно, на что он получил
разрешение командира. Штурман хотел идти один, но к нему присоединились 13
добровольцев. Они покинули «Св. Анну» 10 (23) апреля 1914 года. Альбанов взял с
собой материалы экспедиции и почту.
Судьба оставшихся членов экспедиции и судна неизвестна. Вероятнее всего, судно
было раздавлено льдами, а люди погибли от голода либо вместе с судном, либо
после высадки на лед. Однако существуют и другие версии.
По одной из них судно, вынесенное в Северную Атлантику, стало жертвой нападения
немецкой подводной лодки.
Другая версия связывается с книгой француза Ренэ Гузи «В полярных странах.
Дневник Ивонны Шарпантье», русский перевод которой вышел в 1928 году в
Ленинграде в издательстве «Вокруг света». В ней от лица участницы описывается
полярная экспедиция по сюжету своему разительно похожая на экспедицию Брусилова,
хотя название судна и имена участников другие. Весьма интересно то, что в книге
освещаются события, имевшие место уже после ухода штурмана. Напрашивается вывод:
сохранился дневник Е.А. Жданко, который каким-то образом попал в руки автора
книги. Подсказку можно найти в самом дневнике. Автор его, Ивонна Шарпантье,
пишет, что, оставшись одна после гибели всех своих спутников, она положила
дневник в водонепроницаемый мешок и выбросила на лед. Как расценивать эту книгу?
Как вымысел, мистификацию или подлинный документ?
Еще более сенсационная версия высказана писателем М.А. Чвановым на основе его
контактов с дальними родственниками Е.А. Жданко. Последние утверждали, что она,
ставшая Брусиловой-Жданко, приезжала в 1938 или 1939 году в Ригу со своим
ребенком. Жили они где-то на юге Франции. Отсюда вывод: «Св. Анна» все-таки
вышла на чистую воду, Жданко спаслась, но сообщить о себе не смогла или не
захотела, заботясь о родственниках, оставшихся в СССР. Может быть, она сама
предоставила Ренэ Гузи свой дневник? Вот такая арктическая загадка, одна из
многих.
Пожалуй, наиболее реальная информация о судьбе «Св. Анны» поступила в 1988 году
от известного писателя-мариниста Н.А. Черкашина. В одной из своих заграничных
поездок он попал в немецкий приморский городок Штральзунд, где в одном из
кабачков увидел деревянный штурвал, к ступице которого была прикреплена русская
икона. Можно было разобрать церковнославянскую вязь: «Святая Анна Кашинская». На
медной пластинке, прикрепленной к штурвалу, проступали затертые латинские буквы
«…andor…». Из разговора с буфетчиком выяснилось, что эту реликвию для бара добыл
его отец, бывший рыбак. В 1946 году его траулер в густом тумане в Северном море
едва не врезался в брошенную парусную шхуну, на которой не было ни флага, ни
имени на борту. Черкашин в то время не был знаком с проблемами Брусиловской
экспедиции, не знал, что «Св. Анна» называлась раньше «Пандора-II (Pandora)» и
не связал с ней полученную информацию. Скорее всего, это был реальный след «Св.
Анны», но и он оказался не использованным.
Несмотря на трагический конец экспедиции, ее материалы, спасенные Альбановым,
оказались очень ценными и внесли существенный вклад в изучение Арктики. В
частности, было установлено наличие направленного на север течения в Карском
море, вычислена его средняя скорость, определена граница материкового шельфа,
еще раз доказано отсутствие к северу от архипелага ЗФИ Земли Петермана и Земли Оскара.
Анализ дрейфа «Св. Анны» позволил
В.Ю. Визе сделать заключение о существовании земли между ЗФИ и Северной
Землей.
Ледниковый купол
на острове Земля Георга архипелага Земля Франца-Иосифа. Назван картографами в 1950-х годах.
|