Бурке Артур Карлович
(14.06.1891-13.11.1942)
Советский
ледовый капитан, внесший существенный вклад в теорию и практику ледового
судовождения.
Родился в Латвии в семье батрака, окончил Рижскую мореходную школу. В 1915 году
Бурке оказался в Архангельске в команде судна, прибывшего из Англии. В декабре
этого же года он был зачислен в состав экипажа л/п
«Г. Седов». С этого момента и
начались его арктические плавания.
Базовое образование Бурке получил в Архангельском торгово-мореходном училище,
которое окончил в 1919 году с дипломом штурмана дальнего плавания. Огромное
значение он придавал изучению опыта судовождения поморов, используя весь
полученный багаж знаний в своей практической деятельности. До конца 1930-х годов
он работал на ледокольных пароходах сначала штурманом, а затем капитаном.
Участвуя в промысле морского зверя в Белом море, доставке грузов в промысловые
становища в Карском море, Бурке много времени уделял изучению льдов, условий
ледового плавания, перспективам развития промыслового хозяйства на Таймыре,
сбору материалов по гидрографии и лоции юго-восточной части Карского моря.
В 1934 году после восстановительного капитального ремонта вновь вошел в строй л/п
«Садко» (бывший «Линтроз»). Как известно, Россия купила его в 1915 году в
Канаде, но в июне 1916 года, наскочив на камни в Кандалакшском заливе, он
получил пробоину длиной 18 метров и затонул на глубине 22 метра. Было
предпринято несколько неудачных попыток поднять «Садко», прежде чем это удалось
ЭПРОНу. 15 октября 1933 года, после почти 17-летнего пребывания на дне морском,
«Садко» всплыл на поверхность воды. На понтонах его отбуксировали на мелкое
место, заделали пробоину, а затем буксиром доставили в Архангельск, где и
восстановили на заводе «Красная кузница». Руководил восстановлением «Садко»
Бурке, назначенный в декабре 1933 года его капитаном. Приказом по Главсевморпути
от 8 июля 1934 года за подписью
Г.А. Ушакова он был награжден денежной премией и серебряным портсигаром с
надписью «Лучшему ударнику…»
В первом рейсе планировалось провести научные исследования в Карском море и
организовать полярную станцию на мысе Оловянном (остров Большевик архипелаг Северная
Земля). В случае невозможности из-за ледовых условий достижения Северной Земли
предусматривалась организация ее на о. Уединения в центре Карского моря. В итоге
был реализован именно этот запасной вариант.
В 1936 году капитан Бурке совершил два рейса на л/п
«Владимир Русанов» из Архангельска к
северному острову архипелага Земля Франца-Иосифа – острову Рудольфа, где была создана база для обслуживания
советской воздушной экспедиции на Северный полюс.
Арктическая навигация 1937 года началась сверхранним рейсом «Садко» под
командованием Бурке. 29 июня судно было уже у острова Рудольфа, доставив туда грузы
для экспедиции на Северный полюс, а 8 июля вернулось в Архангельск.
После похода «Садко» Бурке назначили капитаном л/п «Владимир Русанов», на котором он в
конце навигации провел на Землю Франца-Иосифа два парохода с грузами для воздушной экспедиции М.И. Шевелева, организованной для поиска экипажа
С.А. Леваневского. Суда были
успешно проведены в бухту Тихая, где им пришлось зазимовать. Это был первый
случай вынужденной зимовки судов у ЗФИ.
В конце 1930-х годов в связи с болезнью Бурке был вынужден прекратить работу на
судах. Его огромный опыт и знания использовались на посту члена Совета при
начальнике Главсевморпути.
В годы войны Бурке уже тяжело болел, но был зачислен консультантом по
беломорским льдам. Перу Бурке принадлежат работы о морских льдах, опыте
арктического судовождения, которые и сегодня сохраняют большое научное и
практическое значение.
Награжден орденом
Красной
Звезды.
Похоронен в Архангельске на
Соломбальском кладбище.
Бухта на острове Луиджи архипелага Земля Франца-Иосифа. Названа советскими картографами в 1950-е
годы.
|