Васильев Михаил Петрович
(17.10.1857–31.03.(13.04).1904)
Русский
моряк, первый капитан ледокола «Ермак», ученик и сотрудник адмирала
С.О. Макарова.
Родился в городе Петрокове, в Польше, в семье отставного полковника. В 1873 году поступил на службу
вольноопределяющимся кондуктором 2-го класса в Варшавское инженерное крепостное
управление. В 1874 году его отец подал прошение в Морское училище о принятии
сына на учебу. Он обязался забрать его без промедления, если сын по каким-либо
причинам не подойдет. Но этого делать не пришлось. В 1878 году Васильев окончил
училище, получил звание гардемарина и был зачислен в 4-й флотский экипаж
Балтийского флота. На Балтийском флоте он прослужил четыре года, а в 1882 году
уже в звании мичмана был переведен в Сибирскую флотилию, где прослужил почти
шесть лет, получив в 1884 году звание лейтенанта. В 1888 году его вновь перевели
на Балтийский флот, он закончил минный офицерский класс и был назначен минным
офицером на корвет «Витязь», на котором плавал в течение 1890–1893 гг. по
Балтийскому морю, северным морям, Тихому океану.
В 1891 году Васильев получил французский орден Почетного легиона, затем служил
минным офицером на броненосце «Сысой Великий», командиром миноносца «Сокол»,
старшим офицером на броненосце «Император Николай». В 1896 году его произвели в
капитаны 2 ранга. В 1897–1898 гг. по поручению Макарова он следил за
строительством в Ньюкасле ледокола «Ермак», а после спуска его на воду был
назначен на должность командира. Васильев оставался на этой должности до осени
1901 года, возглавляя целый ряд ледовых операций по проводке и спасению судов. В
марте 1899 года при переходе из Ньюкасла в Кронштадт, а затем в Ревель «Ермак»
освободил изо льдов 29 пароходов. В июне – августе того же года вместе с
Макаровым Васильев совершил два пробных плавания на Север. В процессе второго из
них достигли к северу от Шпицбергена 81°
21' N. Летом 1901 года
после капитальной перестройки носовой части (был убран носовой винт) «Ермак»
плавал в очень тяжелых условиях в Баренцевом море, подходя дважды к ЗФИ и дважды
к северо-западному берегу Новой Земли.
В 1904 году Васильева перевели на Тихоокеанский флот и в звании капитана 1 ранга
назначили командиром броненосца «Цесаревич». Не успев вступить в новую
должность, он погиб вместе с Макаровым на броненосце «Петропавловск» при выходе
в море с Порт-Артурского рейда.
После гибели судна Васильев сумел доплыть до берега, но там скончался от разрыва
сердца и был похоронен в Порт-Артуре. После окончания войны вдове Васильева
удалось перевезти его прах в Петербург.
Заслуги Васильева
отмечены русскими орденами
Св.Анны 2-й степени,
Св.Владимира 4-й
степени,
Св.Станислава 2-й степени и французским орденом
Почетного
легиона.
Похоронен на
Никольском кладбище Александро-Невской Лавры
(фото найдено с помощью Н.А. Кузнецова). Могила не сохранилась.
Остров среди островов Цивольки архипелага
Норденшельда. Назван РПЭ в 1901 году.
Мыс на западе острова Винер-Нейштадт архипелага Земля Франца-Иосифа. Название дано советскими
картографами в 1953–1955 гг.
Мыс
Васильева
(фото Н.М. Столбова) |
Ледник на юге острова Западный Шпицберген.
|