Воронин Владимир Иванович
(05(17).10.1890–18.10.1952)
Потомственный
помор, самый прославленный полярный капитан, участник ледовых походов, вошедших
в историю освоения Арктики.
Родился в Сумском посаде на Белом море, уже в восьмилетнем возрасте с отцом
принял участие в рыбном лове на Мурмане, был юнгой на купеческих рыболовных
парусниках, ходил в Норвегию. Начал плавать матросом в 1906 году, совмещая
работу с учебой в мореходном училище. Последовательно сдал экзамены на помощника
капитана, капитана малого плавания, штурмана дальнего плавания. В 1918 году
чудом уцелел после гибели его судна, атакованного и потопленного немецкой
подводной лодкой.
После окончания гражданской войны Воронин в качестве капитана парохода
участвовал в Карских экспедициях 1920–1921 гг. Основываясь на опыте этих
плаваний, будучи свидетелем гибели некоторых судов, высказал ряд важных
практических соображений по вопросам судовождения в Карском море.
С 1926 года он был назначен капитаном ледокольного парохода «Г. Седов», который использовался
тогда при проведении зверобойного промысла. Воронин считал зверобойный промысел
лучшей школой для полярных капитанов.
В 1928 году Воронин на «Г. Седове» принял участие в экспедиции по спасению
экипажа дирижабля «Италия». Зона их поиска находилась возле Земли Франца-Иосифа. В августе
советские моряки впервые высадились на
острове Земля Александры.
Расстояние, пройденное судном в этом плавании, равнялось длине Северного
морского пути. Это свое первое большое плавание в высоких широтах Арктики
Воронин считал одним из важнейших.
На следующий год «Г. Седов» под командованием Воронина отправился на Землю Франца-Иосифа с
правительственной экспедицией во главе с
О.Ю. Шмидтом. Они водрузили
флаг СССР на Земле Франца-Иосифа и открыли
полярную станцию «Бухта Тихая» на острове Гукера. В этом походе был установлен рекорд
свободного плавания в высоких широтах: 82°
14' N. При подведении итогов похода
начальник экспедиции отметил большой вклад капитана в его успешное завершение.
В 1930 году экспедиция под руководством Шмидта на «Г. Седове», ведомом
Ворониным, совершила плавание в северо-восточные районы Карского моря, до этого
никем не посещенные. Было открыто четыре острова в Карском море: Визе,
Исаченко, Воронина, Длинный.
На
острове Домашнем организовали базу экспедиции в составе
Г.А. Ушакова,
Н.Н. Урванцева,
С.П. Журавлева и В.В.
Ходова, которой предстояло сделать опись архипелага Северная Земля.
В 1932 году была организована экспедиция во главе со Шмидтом на
ледокольном пароходе «А.
Сибиряков» под командованием Воронина. Этой экспедиции, вышедшей из Архангельска
28 июля, удалось 1 октября достичь Берингова пролива, совершив тем самым первое
сквозное плавание Северо-Восточным проходом в одну навигацию. В Чукотском море
был сломан винт. Проявив упорство и находчивость, моряки поставили паруса и,
используя благоприятный ветер и течение, смогли достичь чистой воды. У кромки
льда их встретил траулер «Уссуриец», который отбуксировал «А. Сибирякова» в
Петропавловск-Камчатский.
Правительством, а возможно и самим Шмидтом, опыт этого плавания не был
объективно проанализирован, что привело к необоснованным представлениям о том,
что Северный морской путь уже освоен. На 1933 год запланировали рейс парохода
«Челюскин», не приспособленного к плаванию во льдах. Помимо сквозного плавания в
одну навигацию, в задачу экспедиции входило снабжение советской колонии и смена
состава на о. Врангеля, куда уже 4 года не могло пробиться ни одно судно. На
борту «Челюскина» было много женщин и двое детей (один ребенок родился во время
плавания в Карском море – Карина Васильева). Воронин из-за плохого состояния
здоровья не хотел идти в этот рейс, но по настоянию Шмидта согласился. История
челюскинской эпопеи известна. Попав в ледовый плен в Чукотском море, судно было
раздавлено льдами и затонуло 13 февраля 1934 года. Воронин последним сошел на
лед и последним 13 апреля был вывезен на самолете из ледового лагеря.
На острове
Воронина. 2007 год |
На острове
Воронина. 2007 год
|
После челюскинской эпопеи Воронин в течение трех лет командовал ледоколом
«Ермак». Накопив огромный опыт плавания во льдах, он опубликовал серию статей по
вопросам ледового судовождения и призвал к этому других полярных капитанов. Ему
принадлежала идея создания книги о тактике судовождения в полярных льдах.
Тяжелая болезнь заставила Воронина прекратить ледовые походы после 1939 года.
Война застала его в Ленинграде, откуда он был эвакуирован в Ульяновск. В столь
тяжелое для страны время заслуженный капитан не мог оставаться в стороне от
практической деятельности. Он добился переосвидетельствования, получив справку:
«Плавать в Арктике может, простужаться нельзя». В начале 1942 года Воронин начал
военную службу в Архангельске: читал лекции, обучал военных лоцманов, а летом в
качестве старшего лоцмана участвовал в проводке военных кораблей по Северному
морскому пути. В период 1943–1946 гг. он командовал ледоколом «И. Сталин».
После войны Воронин был назначен капитаном первой советской антарктической
китобойной флотилии «Слава», которая положила начало советскому изучению
Антарктики.
В 1948 году он снова капитан ледокола «И. Сталин», участвующего в проведении
арктических навигаций. Рейс 1952 года закончился для Воронина трагически. При
проводке судов в море Лаптевых во время ночной вахты «12 октября он зашел в
штурманскую рубку, взял циркуль, чтобы нанести точку на карте, но вдруг
схватился за сердце, потом за голову и начал медленно оседать… На подходе к
Диксону 18 октября в 00 часов 45 минут в присутствии судового врача Я.А.
Воловикова капитан Воронин ушел из жизни в результате кровоизлияния в мозг». Так
в своем очерке описал это событие мурманский журналист Виктор Простихин. 50 из
своих 62 лет Воронин отдал Арктике.
Заслуги капитана Воронина отмечены рядом трудовых и боевых правительственных
наград, в т.ч. двумя орденами Ленина. Его имя носят шесть объектов в Арктике и два в Антарктике, оно присвоено
Архангельскому мореходному училищу и современному ледоколу.
Похоронен в Петербурге на
Шуваловском кладбище: стела из черного мрамора, под портретом выбит силуэт
ледокола «И. Сталин».
Остров
в восточной части Карского моря. Открыла 21 августа 1930 года и дала
название экспедиция на ледокольном пароходе «Г. Седов».
Мыс на востоке острова Солсбери архипелага
Земля Франца-Иосифа.
Назван в 1950-е годы советскими картографами.
Ледник на острове Гукера архипелага Земля Франца-Иосифа. Назван
экспедицией на л/п «Г. Седов» в 1929 году.
Бухта
Воронина
(фото Е.А. Кораго) |
Бухта в заливе Русская Гавань на западном
побережье северного острова Новой Земли. Название дано экспедицией на л/п «Г.
Седов» в 1930 году.
Губа в губе Черная и
залив
в губе Саханина на западном побережье южного острова Новой Земли. Названы
Северной гидрографической экспедицией в 1920-е годы. |