Галковский Николай Яковлевич
(1905–1937)
Советский
полярный летчик.
Родился в Иваново-Вознесенске в рабочей семье. Окончил школу, учился в
Ивановском индустриальном техникуме. С детства Галковский, как и его брат,
увлекся авиацией, вступил в Общество друзей воздушного флота, преобразованного
позднее в Осоавиахим. Из-за стремления связать свою жизнь с авиацией он оставил
техникум и поступил в военную школу связи, по окончании которой служил в одной
из частей гидроавиации в Севастополе, затем с 1928 года продолжил службу в
московском НИИ ВВС. Галковский быстро вошел в когорту лучших авиационных
радистов Советского Союза, летал флагманским радистом на праздничных
авиапарадах, в 1934 году принял участие в перелете по маршруту Москва – Киев –
Вена – Париж – Лион – Страсбург – Прага – Москва на четырехмоторном самолете
ТБ-3.
1930-е годы были периодом стремительного развития советской авиации,
реализовывалась впервые высказанная
С.А. Леваневским идея
трансарктических перелетов. Так получилось, что автора идеи опередили В.П.
Чкалов и М.М. Громов, совершившие перелеты в Америку через Северный полюс.
Галковский (справа) с
братом
(фото
из архива Львовых) |
Родители Евдокия Ивановна и Яков
Семенович и сестры
Нина (слева) и Лариса
(фото
из архива Львовых) |
Полет Леваневского начался 12 августа 1937 года. Он должнен был открыть
коммерческую трассу через полюс. В состав экипажа самолета Н-209 конструкции В.Ф. Болховитинова вошли второй пилот Н.Г. Кастанаев, штурман
В.И. Левченко, бортмеханики
Г.Т. Побежимов и Н.Н.
Годовиков. Планировавшийся радистом Л.Л. Кербер отправиться в полет не смог и
был заменен Галковским, высочайшие профессиональные качества которого были
хорошо известны.
Взлетели вечером с подмосковного аэродрома, и вся последующая информация о
полете известна исключительно из радиограмм Галковского. 13 августа в 13 часов
40 минут он передал: «Пролетаем полюс. Дался он нам трудно. Начиная с середины
Баренцева моря, все время мощная облачность. Высота 6000 метров, температура за
бортом минус 35. Сильный ветер. Все в порядке…». Но уже через час сообщение о
выходе из строя крайнего двигателя из-за порчи маслопровода. Практически это
было последнее сообщение, содержащее информацию о полете.
Поиски самолета Леваневского продолжались девять месяцев. 24 советских и 7
иностранных самолетов обследовали 58 тысяч квадратных километров, но достоверных
следов его обнаружить не удалось.
Мыс
на острове Беккера архипелага Земля Франца-Иосифа. Назван картографами не позднее 1955 года.
Мыс
Галковского
(фото Н.М. Столбова) |
|