Галковский Николай Яковлевич

Галковский Николай Яковлевич
(1905–1937)


Советский полярный летчик.
Родился в Иваново-Вознесенске в рабочей семье. Окончил школу, учился в Ивановском индустриальном техникуме. С детства Галковский, как и его брат, увлекся авиацией, вступил в Общество друзей воздушного флота, преобразованного позднее в Осоавиахим. Из-за стремления связать свою жизнь с авиацией он оставил техникум и поступил в военную школу связи, по окончании которой служил в одной из частей гидроавиации в Севастополе, затем с 1928 года продолжил службу в московском НИИ ВВС. Галковский быстро вошел в когорту лучших авиационных радистов Советского Союза, летал флагманским радистом на праздничных авиапарадах, в 1934 году принял участие в перелете по маршруту Москва – Киев – Вена – Париж – Лион – Страсбург – Прага – Москва на четырехмоторном самолете ТБ-3.

1930-е годы были периодом стремительного развития советской авиации, реализовывалась впервые высказанная С.А. Леваневским идея трансарктических перелетов. Так получилось, что автора идеи опередили В.П. Чкалов и М.М. Громов, совершившие перелеты в Америку через Северный полюс.

 

Галковский (справа) с братом

(фото из архива Львовых)

Родители Евдокия Ивановна и Яков Семенович и сестры Нина (слева) и Лариса

(фото из архива Львовых)


Полет Леваневского начался 12 августа 1937 года. Он должнен был открыть коммерческую трассу через полюс. В состав экипажа самолета Н-209 конструкции В.Ф. Болховитинова вошли второй пилот Н.Г. Кастанаев, штурман В.И. Левченко, бортмеханики Г.Т. Побежимов и Н.Н. Годовиков. Планировавшийся радистом Л.Л. Кербер отправиться в полет не смог и был заменен Галковским, высочайшие профессиональные качества которого были хорошо известны.
Взлетели вечером с подмосковного аэродрома, и вся последующая информация о полете известна исключительно из радиограмм Галковского. 13 августа в 13 часов 40 минут он передал: «Пролетаем полюс. Дался он нам трудно. Начиная с середины Баренцева моря, все время мощная облачность. Высота 6000 метров, температура за бортом минус 35. Сильный ветер. Все в порядке…». Но уже через час сообщение о выходе из строя крайнего двигателя из-за порчи маслопровода. Практически это было последнее сообщение, содержащее информацию о полете.
Поиски самолета Леваневского продолжались девять месяцев. 24 советских и 7 иностранных самолетов обследовали 58 тысяч квадратных километров, но достоверных следов его обнаружить не удалось.
Мыс на острове Беккера архипелага  Земля Франца-Иосифа. Назван картографами не позднее 1955 года.

 

Мыс Галковского

(фото Н.М. Столбова)

Вернуться на главную страничку