Кальвица Отто Артурович

Кальвица (Кальвиц) Отто Артурович
(01.12.1888–07.03.1930)


Один из первых полярных летчиков, воздушный исследователь просторов Заполярья, Сибири и Дальнего Востока.
Родился в городе Иоэнсу Выборгской губернии Финляндии в семье рабочего лесопильного завода. Доходы отца, высококвалифицированного рабочего, позволили ему отдать сына в гимназию в Гельсингфорсе, которую тот окончил в 1903 году. На дальнейшее обучение средств, однако, не хватало, и тринадцатилетний мальчик был отдан в ученики на механический завод. Тяжелый физический труд закалил его, а общение с русскими и финскими рабочими заложили в него чувство интернационализма и революционные настроения. В 1905 году Кальвица принял активное участие во всеобщей забастовке солидарности с русским пролетариатом, четырехмесячной забастовке в Гельсингфорсе и в забастовке 1906 года в поддержку Свеаборгского восстания русских солдат и матросов.
В 1908 году, получив квалификацию рабочего-металлиста, Кальвица поступил на работу кочегаром морского торгового судна. Накопив за три года необходимую сумму денег, он закончил Гельсингфорскую индустриальную школу и снова пошел на флот уже в должности механика на судах внутренних озер Финляндии.
Самое активное участие принял Кальвица в революционных событиях 1917 года. Его избрали комиссаром матросы восставших кораблей, он вступил в социал-демократическую партию Финляндии. После победы контрреволюции в Финляндии Кальвице удалось вырваться в Кронштадт, но в 1918 году, уже став большевиком, он по заданию партии вернулся в Финляндию для подпольной деятельности. Выданный провокатором он был приговорен к смертной казни, которую заменили каторжными работами.
Через пять месяцев Кальвица со своим товарищем совершил дерзкий побег из тюрьмы в Россию, ставшей для него второй Родиной.
Технически подготовленного Кальвицу направили в создававшийся в Петрограде финский авиаотряд-школу, но долго учиться ему не пришлось. Все силы были брошены на борьбу с Юденичем, отряд расформировали, и Кальвица воевал в качестве ученика-пулеметчика. Продолжил обучение он в летной школе морских летчиков в Самаре.
После окончания школы в 1920 году Кальвица в рядах Воздушного флота Балтики участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа, за что был награжден серебряными часами от имени Петроградского Совета, а затем в должности начальника одного из гидроавиаотрядов воевал с белофиннами в Советской Карелии. За проявленную в боях храбрость его представили к ордену Красного Знамени, но заслуженную награду он не получил.
В августе 1925 года в паре с известным полярным летчиком Б.Г. Чухновским Кальвица совершил знаменитый перелет на гидросамолете по маршруту Ленинград – Новая Земля. Они участвовали в работах по изысканию Северного морского пути, разведке льдов у Новой Земли, сопровождали караван грузовых судов Карской товарообменной экспедиции через пролив Маточкин Шар. С этого перелета началась регулярная работа Кальвицы в Арктике. Летом 1926 года он вместе с небольшим гидросамолетом на пароходе «Ставрополь» отправился из Владивостока к острову Врангеля в составе экспедиции, возглавляемой Г.А. Ушаковым. Цель экспедиции состояла в создании первого постоянного советского поселения на острове для того, чтобы прекратить посягательства на него со стороны США и Канады. Вместе с Ушаковым Кальвица совершил несколько полетов, которые позволили установить истинную конфигурацию и размеры острова, найти места скопления пушного зверя, выбрать место для советской колонии. Это были первые полеты на Дальневосточном Севере.
При возвращении во Владивосток Кальвица впервые в Анадыре совершил агитационные полеты, организовал катание на самолете местных жителей.
В 1927 году его перевели в гражданскую авиацию общества «Добролет» и направили в Верхнеудинск (Улан-Удэ) для выполнения полетов на первой в стране международной авиалинии до Улан-Батора. За самоотверженную работу правительство Бурят-Монгольской республики наградило его серебряным жетоном.
В 1928 году Кальвица был переведен в Иркутск на гидроавиалинии Иркутск – Бодайбо, Иркутск – Якутск. Эти гидроавиалинии из-за географических и метеорологических условий, большой протяженности считались труднейшими в стране. Правление «Добролета» подбирало для работы на них наиболее опытных, отважных и выносливых людей. И Кальвица не подвел. Самый опытный летчик-гидрист, бесстрашный полярный ас, добрый и надежный друг, он завоевал непререкаемый авторитет и огромное уважение в коллективе гидроаэростанции и Управления Сибирских воздушных линий. Среди товарищей он звался Северным Волком.
Летом 1929 года правительство страны решило организовать полет вдоль побережья Чукотки и Якутии, чтобы выяснить возможность вывоза пушнины из факторий самолетами и разведать ледовую обстановку в пролив Лонга для проводки судна со сменной вахтой на остров Врангеля. В воздушную экспедицию для трудного и ответственного перелета пилотом был назначен Кальвица, уже имевший опыт полетов на остров, а бортмехаником – Ф. Леонгардт – венгерский революционер, бежавший из родной страны от смертной казни. С самолетом «Юнкерс-13» на поезде до Владивостока, затем на пароходе «Лозовский» экипаж прибыл в залив Лаврентия. Отсюда, собрав и опробовав самолет, пилоты 25 июля начали большой перелет, пробиваясь сквозь густые туманы к острову Врангеля. Совершив несколько промежуточных посадок, 30 июля прибыли на остров Врангеля. После взлета с острова 31 июля сбросили информацию о ледовой обстановке на палубу ледореза «Ф. Литке» и продолжили перелет.
Лишь 19 августа, посетив ряд точек на побережье Восточно-Сибирского моря, Нижнеколымск и Среднеколымск, Большой Ляховский остров, на изрядно потрепанном самолете приземлились в Булуне. Задание было выполнено на «отлично». В своем отчете Кальвица зафиксировал всю полученную информацию об условиях полетов, ледовой обстановке, выработал требования к типам самолетов, пригодных для работы в этих условиях, сделал важные выводы о необходимой их модернизации и дооборудовании.
Освоение воздушных трасс Якутии развивалось широким фронтом, поэтому важнейшей задачей, кроме расширения самолетного парка, стала подготовка новых молодых летных кадров. Как наиболее опытный пилот, полярный ас, Кальвица много внимания уделял подготовке новичков, совмещая эту работу с обслуживанием авиалиний и выполнением различных специальных заданий.
5 марта 1930 года экипаж Кальвицы получил задание лететь в Булун для оказания быстрой медицинской помощи раненым чекистам, подавлявшим контрреволюционные выступления.
7 марта на самолете ПС-3 «СССР-176» вылетели из Якутска. Кроме Кальвицы на борту были механик Ф.Ф. Леонгарт и радист С.С. Карчевский.
Полет проходил в тяжелых метеоусловиях, приведших к аварии в районе населенного пункта Сангары. Расследование аварии показало: самолет подошел к поселку Сангары на высоте 600–700 метров, сделал над рекой два круга, выбирая место для посадки, так как лететь дальше не позволяли метеоусловия. На высоте 70–100 метров порывом ветра машину бросило вниз на нос, и непривязанный механик Леонгарт вылетел за борт. Выпадая, он, очевидно, задел штурвал и сбил его вперед, что перевело самолет в пике. Из-за малой высоты пилот не смог вывести самолет, и тот на скорости врезался в лед. Молниеносная реакция пилота позволила ему принять удар на правое крыло (пилот сидел слева), но ничего не помогло. Удар перешел на мотор, затем самолет перевернулся, хвостовая часть была оторвана и отброшена в сторону. Леонгарт разбился, Кальвица был придавлен двигателем, радист Карчевский убит ударом груза при падении.
Правительство Якутской республики запросило разрешения центрального правления «Добролета» похоронить летчиков в их городе, но семьи Кальвицы и Леонгарта, коллектив иркутской гидроаэростанции, руководители Управления Сибирских воздушных линий настояли на захоронении авиаторов в Иркутске. Специальным самолетом их тела доставили в город и при большом скоплении жителей отважные летчики были погребены в братской могиле Борцов революции у центрального входа на Иерусалимское кладбище (ныне Центральный парк культуры и отдыха). Над их могилой сооружен памятник – четырехгранная усеченная пирамида, переходящая в пилон, на котором закреплен пропеллер. На берегу Лены напротив места катастрофы установлен памятник. Карчевский похоронен в Якутске.

 

Первый памятник О.А. Кальвице на берегу Лены напротив места катастрофы

Новый памятник О.А. Кальвице


Залив в губе Саханиха на юго-западе южного острова Новой Земли. Назвали в 1930 году гидрографы СГЭ.

 

Вернуться на главную страничку