Карандашев Серафим Григорьевич
(1906–июль 1949)
Арктический
астроном-геодезист, почетный полярник.
Родился в деревне Сонино Адоевского уезда Тульской губернии. Родители вскоре
разошлись, и Карандашев с матерью и отчимом уехали в Петропавловск-Сибирский.
Здесь прошло его детство, здесь он окончил в 1922 году школу, отсюда уехал в
Омск, где поступил на землеустроительный факультет сельскохозяйственного
института. Учебу в институте Карандашев совмещал с работой в кабинете астрономии
и геодезии. Впоследствии именно это направление стало основной сферой его
деятельности.
По окончании института молодой специалист был направлен для работы в Сибирское
высшее геодезическое управление, в составе астрономических партий Управления по
безопасности кораблевождения в Сибири (Убекосибирь)
участвовал в экспедиционных работах. С первых дней организации Главного
управления Северного Морского пути (ГУСМП)
Карандашев стал его сотрудником сначала в Западносибирском картографическом
отделе в Омске, затем с 1935 года в Дальневосточном представительстве, а с 1937
года в ГУСМП в Ленинграде.
В активе Карандашева полевые астрономо-геодезические работы на побережье
Карского моря, Обской губы и вдоль Енисея; магнитная съемка побережья Чукотского
и Восточно-Сибирского морей и реки Анадырь, где он провел зимовку в 1936–1937
гг.; гидрографические работы у западного берега Таймыра на гидрографическом судне «Папанин». Его
прекрасное руководство группой камеральной обработки материалов отмечено
получением переходящего Красного Знамени.
В 1940 году «за выдающиеся заслуги в деле освоения Северного морского пути и
районов Крайнего Севера, а также за образцовую и самоотверженную работу в период
арктических навигаций 1938–1939 годов» Карандашев решением Президиума Верховного
Совета СССР был награжден
орденом «Знак Почета».
Погиб в Арктике. Вот как об этом рассказывает Г.Д. Баженов, проходивший
студенческую практику под руководством Карандашева (сайт «Полярная почта»: «...
Получив некоторый опыт работы с СН-3, мы разъехались по экспедициям. Сурков
отправился в Барабинскую экспедицию, а мне с Карандашовым пришлось опять ехать в
Колпашево. Серафим Григорьевич выставлял опорную сеть – никому этого не доверял.
У меня есть фотография, подписанная: «Июль
1949 года. Колпашево. Аэропорт. Последний день жизни Серафима Григорьевича
Карандашова». Я в то время очень серьезно увлекался фотографией. Я
тогда сфотографировал их перед полетом, и потом подошел ко мне техник и очень
серьезно сказал, что у них есть обычай: «Перед полетом – не фотографироваться!» Ну, я, конечно: «Да брось ты!».
Потом уже узнал, как пилоты стараются соблюдать все эти обычаи. На севере,
например, они перед полетом никогда не брились – только накануне! Полетели
на ША-2. В Колпашево садились и
поднимались на колесах. А потом шасси убрали, и дальше уже посадки по рекам. И
вот садились в районе Белого Яра, течение там оказалось довольно сильным, начало
сносить, Серафим Григорьевич, не дождавшись остановки винта, выскочил, чтобы
закрепить самолет, и попал под винт...».
Мыс на юго-востоке острова Мейбел архипелага
Земля Франца-Иосифа.
Название утверждено в 1963 году Архангельским облисполкомом по представлению
полярных гидрографов (Решение №651).
|