Кази
Михаил Ильич *
Родился в Севастополе. Воспитывался сначала дома, затем в Черноморском юнкерском училище, а в 1858 году окончил Морской кадетский корпус, однако военная служба не была его призванием. Сразу после окончания корпуса он стал членом Русского общества пароходства и торговли, быстро выдвинувшись на ведущие роли благодаря своим выдающимся техническим способностям. Он неоднократно ездил в Англию, где наблюдал за постройкой новых пароходов, исполнял в обществе обязанности директора по морскому ведомству, осуществлял финансовый контроль. В 1868 году вышел в отставку в звании капитан-лейтенанта. Кази занимал различные ответственные посты. В 1868 году он возглавил Одесский судостроительный завод, а в 1874 году его избрали городским головой Севастополя. В первую очередь именно благодаря ему, памятники обороны Севастополя были сохранены для потомства как историческое достояние России. В 1877 году Кази получил приглашение на должность директора Балтийского судостроительного завода. Отличный администратор и практик он быстро реорганизовал завод.
Были приобретены за границей необходимые образцы первоклассных двигателей и в короткий срок построено 30 миноносцев, затем ряд крупных судов, таких как фрегат «Владимир Мономах», крейсер «Адмирал Нахимов», императорская яхта «Полярная звезда» и других, не уступавших лучшим английским и французским кораблям. Кази показал, что в России судостроительные заводы могут работать не хуже иностранных. Он заботился и о будущем, создав первую в России школу фабрично-заводского ученичества. С 1893 года Кази стал членом совета министерства финансов, совмещая эту деятельность с выполнением обязанностей председателя Комиссии по развитию в России торговли и судоходства, председателя Императорского русского технического общества, председателя товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства, члена Совета мануфактур и торговли и др.
Именно Кази обосновал идею о строительстве морского порта на Мурмане, был убежденным сторонником освоения русского Севера и Северного морского пути. Стратегически мысливший Кази доказывал своим оппонентам, предлагавшим строительство в Либаве, что порт нужен в открытом море, а не в закрытом Балтийском, где его можно легко блокировать. Как было написано в одном из некрологов, «… он провидел ожидающий Север, – воскресающий Мурман, путь к Оби, Лене, Енисею, провидел русское господство на далеком восточном море…». В 1894 году Кази сопровождал министра финансов С.Ю. Витте в поездке по Северу России. Витте оставил воспоминания об этой поездке, в которых есть такие слова о Михаиле Ильиче: «…. Кази был человеком большого ума, с большими способностями. По наружности Кази представлял собой тип грека, но грека очень красивого; он очень хорошо говорил, бывал много раз за границей, и особенно в Англии, так как там присутствовал при постройке различных пароходов Русского общества пароходства и торговли. Вообще, это был человек по своим способностям выдающийся…. Я знал, что к Кази благосклонно относился и Александр III… Государь слыхал о нем, читал некоторые его статьи и был о Кази очень хорошего мнения». Император Николай II уважительно упомянул его в своем дневнике: «… После обеда читал с увлечением записку Кази о нашем флоте и его ближайших задачах, написанную разумно, метко и со знанием дела». А в письме императора к Н.Н. Ломену такие слова: «… На днях Кази прислал мне свою новую книгу «Русский флот, его современное состояние и ближайшие задачи». Я уже начал читать ее и, признаюсь, я редко читал что-либо с таким увлечением». Вообще Кази пользовался симпатией и уважением трех императоров – Александра II, Александра III и Николая II, Великих князей Константина Николаевича, Константина Константиновича, Алексея Александровича и Александра Михайловича, академика А.Н. Крылова. Михаил Иванович Кази кавалер орденов Св. Владимира 3 и 4 степеней, Св. Анны 2 степени с Императорской короной, Св. Станислава 2 степени. Он почетный гражданин Севастополя, в котором его именем названа улица. Его имя носит также школа в Санкт-Петербурге, пароход. В 1901 году выдающийся арктический художник А.А. Борисов, которому Кази много материально помогал в годы учебы в Академии художеств, назвал именем Кази мыс и гору на северо-западном берегу залива Медвежий на восточном побережье северного острова Новой Земли. Михаил Ильич скоропостижно скончался в Нижнем Новгороде, где он принимал участие во Всероссийской выставке-ярмарке, для организации и проведения которой сделал едва ли не больше всех. Его кончину отметили многие средства информации. Вот как пишет в очерке-некрологе, помещенном в газете «Новое время, А.В. Амфитеатров: «… Я сидел в кабинете г. генерального директора …. Как вдруг – дверь быстро распахнулась, и вбежал председатель московского отделения Императорского технического общества К.К. Мизинг. На нем лица не было… - Я сейчас от Кази, заговорил он от самых дверей, и голос его сорвался от волнения, - он умирает.. а, по-моему, уже умер… Если бы с неба ударило громом, я, наверно, был бы меньше поражен…». Морская и городская газета «Кронштадтский вестник» так описывает процесс похорон: «… похороны М.И. Кази проходили с большой торжественностью. К 11 часам Исидоровская церковь Александро-Невской лавры, где на катафалке стоял окруженный многочисленными венками гроб с останками покойного, была полна молящимися. Среди них находились министр народного просвещения, статс-секретарь граф И.Д. Делянов; государственный контролер Т.И. Филиппов; член Государственного совета генерал-адъютант К.Н. Посьет; член адмиралтейского совета адмирал А.А. Попов; начальник гидрографического управления вице-адмирал П.П. Тыртов, Санкт-Петербургский городской голова Н.А. Ратьков-Рожнов; Санкт-Петербургский градоначальник генерал-майор Н.В. Клейгельс; флаг-капитан Его Величества контр-адмирал Н.Н. Ломен; директор департамента железных дорог А.Н. Горчаков; директор канцелярии Министерства финансов тайный советник П.М. Романов. На литургии, совершенной духовенством лавры, присутствовали Их Императорские Высочества Великие князья Константин Константинович [К.Р.] и Александр Михайлович. Ее Императорское Высочество Великая княгиня Александра Иосифовна прислала роскошный венок из живых цветов. Возложены венки от Министерства финансов, от И.Р.Т.О., от яхты «Полярная звезда», от Общества содействия промышленности и торговли, от Путиловского завода и многих других». Похоронен в Петербурге на
Никольском кладбище Александро-Невской лавры (могила найдена Анатолием
Глотовым).
PS. Вот такой это был человек, и очень горько было смотреть на развалившееся, безымянное, заросшее кустами и травой надгробие, расположение которого не указано ни в одном современном справочнике. Отыскать его удалось только благодаря схеме Никольского кладбища 1914 года. У Михаила Ильича было трое детей. Двое – сын и дочь, умерли до революции, а вторая дочь Анна умерла от голода в блокадном Ленинграде в 1942 году. У нее было четверо детей (последний из них умер в 1981 году), но, по-видимому, они не имели возможности заниматься могилой деда. Посреди надгробия выросло огромное дерево (есть старая фотография), которое сейчас спилено, но успело разорвать мощные крепления. В книге С.А. Сапожникова, вышедшей в 2010 году, сказано, что «потомки пытаются его восстановить при участии дирекции Балтийского завода». Но пока, как видим, безуспешно. Считаю, что этим вопросом должна заняться Ассоциация предприятий похоронной отрасли Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона. Мною подготовлена надгробная табличка, которую мы вместе с ООО «Оникс» планируем установить на могиле, как только позволят погодные условия.
PS1. После некоторого размышления я пришел к выводу, что рассчитывать на кого-либо бесполезное занятие, и сам оплатил доведение надгробия до приличного состояния (см. страницы «Арктический некрополь» и «Восстановление и реставрация надгробий»). Оказалось вполне по силам работающему пенсионеру. |
* - По материалам книги одного из представителей рода Кази С.А. Сапожникова (скончался 13.11.2016) «Кази. К истории и генеалогии рода»
Вернуться на главную страничку