Чертков Дмитрий Тимофеевич

Чертков Дмитрий Тимофеевич

(?  – ноябрь 1941)

 

Капитан дальнего плавания, начальник отрядов арктических экспедиций.

Учился вместе с Г.Я. Седовым в мореходных классах имени графа Коцебу в Ростове-на-Дону (в последующем – Мореходное училище им. Г.Я. Седова).

С 1909 года – капитан портового парохода, ледокола «Фанагория».

В 1911 году благодаря «Фанагории» в Ростове были потушены два крупных пожара. Один из них произошел в апреле, когда загорелись постройки на углу Богатяновского спуска и Нижне-Бульварной улицы. Насосная станция Богатого колодца не могла обеспечить наполнение пожарных бочек и только подоспевшая «Фанагория» помогла справиться с огнем. С парохода была брошена широкая труба, через которую мощная струя воды залила пожар. Чуть позже, в этом же году пожар охватил кожевенный завод братьев Карш на Нахичеванском береге напротив 9-й линии. К тушению были привлечены ростовская крепостная пожарная часть, Нахичеванская пожарная команда, паровая машина, два паровоза и пароход-ледокол «Фанагория». Спустя 6 часов общими усилиями удалось потушить пылающий завод.

В 1912 году в качестве рулевого Чертков участвовал в экспедиции Г.Я. Седова на парусно-паровой шхуне «Святой великомученик Фока» к северному полюсу, после чего остался работать на севере.

В 1915-1921 гг. Чертков командовал ледоколами «Владимир Русанов» и «Степан Макаров». В течение 1921-1939 гг. на посту капитана ледокольного парохода «Малыгин» он возглавлял отряды арктических экспедиций, в т.ч. в 1921 году – первый экспедиционный рейс с научными сотрудники только что созданного Плавморнина в Баренцевом и Карском морях.

В 1928 году «Малыгин» под командованием Черткова участвовал в поисках экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле «Италия» и был зажат льдами в районе от острова Надежды. Самолет, пилотируемый полярным летчиком М.С. Бабушкиным, вылетал на поиски, дважды садился на льды, но из-за шторма вернулся на судно. Выйдя изо льдов, «Малыгин» продолжал обследование районов Баренцева моря восточнее Шпицбергена.

В 1939 году по наговору Чертков был лишен званий и должностей, вернулся в  Ростов-на-Дону, где принял командование переведенного на юг ледокола «Степан Макаров».

17 ноября 1941 года ледокол под командованием Черткова вышел из Туапсе по направлению к осажденному Севастополю. Предполагалось, что, кроме доставки боеприпасов и продовольствия, ледокол осуществит проводку лидера Черноморского флота крейсера «Ташкент» в главную базу Черноморского Флота. Но встреча не состоялась, и крейсер вошел в базу самостоятельно.

Ледокол бесследно исчез. Поиски продолжались до 26 ноября, но не дали никаких результатов. Намного позже в Центральном военно-морском архиве была найдена радиограмма, посланная с борта ледокола: «Подорвался на мине. Тону. Вышлите катера». Так погиб Дмитрий Тимофеевич Чертков.

Мыс залива Русская гавань на баренцевском побережье северного острова Новой Земли. Назван в 1930 году экспедицией Арктического института на ледокольном пароходе «Г. Седов».

 

Вернуться на главную страничку