Коцебу Отто Евстафьевич
(30.12.1788–03.02.1846)
Выдающийся
русский мореплаватель.
Родился в Ревеле, его отцом был известный писатель Август Коцебу, убитый в 1819
году по политическим мотивам.
В 1796 году мальчика определили кадетом в сухопутный корпус, однако, с детства
мечтая о море, он в 1803 году пошел волонтером на корабль Русско-Американской
компании «Надежда» под командованием
И.Ф. Крузенштерна. Поход
судов «Надежда» и «Нева» (капитан Ю.Ф. Лисянский) в 1803–1806 гг. был первым
кругосветным плаванием русских моряков.
Трехлетняя служба под руководством такого моряка, как Крузенштерн, стала
великолепной морской и жизненной школой для молодого Коцебу. Помимо прекрасных
профессиональных навыков, он впитал в себя лучшие человеческие качества русского
морского офицера, заключавшиеся в уважении и заботе о матросах, благородном
отношении к жителям тех стран, которые посещали мореплаватели.
В 1808–1809 гг. во время войны со Швецией Коцебу на захваченном у врага
транспорте крейсировал между Аландскими и Финскими шхерами, в 1811–1814 гг. уже
в чине лейтенанта командовал на Белом море яхтою «Ласточка».
В последующие три года Коцебу совершил плавание, которое позволило ему войти в
когорту выдающихся русских мореплавателей. В 1815 году по рекомендации
Крузенштерна он возглавил кругосветную экспедицию на «Рюрике», снаряженную на
средства выдающегося русского государственного деятеля канцлера Н.П. Румянцева.
В задачу ее входили поиски прохода из Тихого океана в Атлантический вдоль
северных берегов Северной Америки, так называемого Северо-Западного прохода.
Кроме этой задачи, экспедиции предписывалось обследовать слабо изученные
приэкваториальные области западной части Тихого океана. Подробнейшие инструкции
были получены от Крузенштерна и астронома Горнера. Офицерский состав экспедиции,
состоявший всего из двух человек – самого Коцебу и лейтенанта
Г.С. Шишмарева должен был
выполнить огромный объем гидрографических и гидрологических наблюдений, а также
измерения земного магнетизма. Кроме того, в экспедиции участвовали три научных
работника – А. Шамиссо,
И.-Ф. Эшшольц, Вормшельд и
художник Хорис, в задачи которых входили наблюдения и сбор материалов по
этнографии и биологии.
Вышли с Кронштадтского рейда 30 июля 1815 года. Огибая южную оконечность Южной
Америки мыс Горн, попали в жесточайший шторм, во время которого Коцебу едва не
погиб, смытый мощной волной. В южной части Тихого океана открыли целый ряд
островов, получивших имена Румянцева, Крузенштерна, Свиридова, «Рюрика» и др.
Через одиннадцать месяцев 19 июня 1816 года прибыли в Петропавловск, исправив
повреждения и усилив корпус судна, двинулись к Берингову проливу. В проливе
открыли острова Ратманова, а севернее, на американском берегу длинный залив.
Поднявшись до 67° 30' с.ш., встретили льды и повернули на юг.
Зимой обследовали южную часть Тихого океана, заходили на отдых и ремонт судна в
Сан-Франциско, затем посетили Гавайские и Сандвичевы острова, открыли новые
острова, сделали съемку открытых в прошлом году. Во время сильнейшего шторма 13
апреля 1817 года Коцебу снова едва не погиб. Огромной волной он был брошен
грудью на палубу и получил тяжелый ушиб, имевший серьезные последствия для него
и всей экспедиции.
29 июня 1817 года снова пошли на север, но, попав в холодную зону, Коцебу
почувствовал страшную боль в груди и вынужден был вернуться. По пути домой
открыли целый ряд новых островов. Научные результаты экспедиции оказались весьма
существенными. За это плавание Коцебу получил звание капитан-лейтенанта и орден
Св. Владимира 4 степени.
В течение 1819–1822 гг. Коцебу состоял при адмирале Свиридове адъютантом для
особых поручений.
В 1823–1826 гг. состоялось его второе кругосветное плавание на судне
«Предприятие». Первоначальной целью экспедиции был поиск новых земель, но затем
поручили доставить грузы и встать на охрану берегов Русской Америки. Это
плавание также отмечено целым рядом открытых по дороге островов.
Всего за два кругосветных плавания Коцебу открыто 339 островов. И хотя большей
частью это мелкие атоллы, точное определение их положения сыграло неоценимую
роль для обеспечения безопасного плавания. Кроме того, Коцебу исправил
многочисленные ошибки в определении координат островов, открытых его
предшественниками.
По возвращении Коцебу получил звание капитана 2 ранга, снова состоял при
адмирале Свиридове, командовал кораблем «Император Петр I» и флотским экипажем.
В 1828 году его уволили для излечения, а в 1830 году в звании капитана 1 ранга –
окончательно из-за расстроенного здоровья.
Последние годы жизни он занимался сельским хозяйством, заслужив на этом поприще
большую известность среди помещиков Эстляндии.
Проболев пять месяцев, Коцебу скончался. Похоронен
в деревне Козе,
расположенной в излучине реки Пирита, Харьюский район Эстонии. Могила его
расположена близ старинной церкви XV века, к настоящему времени значительно
разрушенной. В 1959 году она была взята под охрану государства. По сообщению
1960 года фамильное кладбище «кругосветного мореплавателя Отто Коцебу» было
отреставрировано.
Залив Чукотского моря к востоку от Берингова пролива. Открыт и назван
в 1816 году экспедицией Коцебу на «Рюрике».
|