Крылов Алексей Николаевич
(03(15).08.1863–26.10.1945)
Выдающийся
русский ученый, кораблестроитель,
академик, Герой
Социалистического Труда.
Родился в селе Висяга Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне село Крылово
Порецкого района Чувашии) в семье артиллерийского офицера. Отец его получил
образование за казенный счет, как сын ветерана, раненого под Бородино.
В 1878 году Крылов поступил в Морское училище, которое окончил с отличием в 1884
году и приступил к работе в компасной мастерской Гидрографического управления
под руководством
И.П. Колонга, где исследовал девиацию магнитных компасов. Теория магнитных
и гирокомпасов прошла через всю его жизнь. Много позже, в 1938–1940 гг. он
опубликовал ряд работ, в которых дал полное изложение теории девиации магнитного
компаса, исследовал вопросы теории гироскопических компасов, разработал теорию
влияния качки корабля на показания компаса. В 1941 году эти исследования были
отмечены Сталинской премией.
В 1887 году Крылов перешел на Франко-русский завод, а затем продолжил учебу на
кораблестроительном отделении Морской академии. После окончания курса в 1890
году он остался в академии, где вел практические занятия по математике, а
впоследствии читал курс теории корабля.
В 1890-е годы мировую известность приобрел труд Крылова «Теория качки корабля»,
за которую в 1898 году он, первым из иностранцев, был награжден золотой медалью
Британского общества корабельных инженеров.
Мемориальная доска на здании Морского корпуса Петра Великого.
Петербург, набережная Лейтенанта Шмидта, дом 17 |
Крылов с дочерью Анной, ставшей впоследствии женой академика П.Л. Капицы,
активно сотрудничал с С.О. Макаровым, работая над проблемой плавучести корабля. Результаты этой
работы вскоре стали классическими и до сих пор широко используются в мире. Много
лет спустя Крылов написал о ранних идеях Макарова по борьбе с креном или
дифферентом поврежденного корабля путем затопления неповрежденных отсеков. Это
казалось морским чиновникам большой чушью, и потребовалось 35 лет на то, чтобы
убедить их в правоте и большой практической значимости идей 22-летнего Макарова.
Крылов был талантливым консультантом по делам флота. Сам он отмечал, что его
советы сэкономили правительству больше стоимости самого современного дредноута.
Он всегда славился острым языком, и его меткие ответы правительству и думе
становились легендами.
В 1916 году Крылов возглавил Главную физическую обсерваторию и Главное
военно-метеорологическое управление. В 1917 году его назначили директором
физической лаборатории АН, позже начальником Морской академии.
После революции Крылов передал все суда Советскому правительству и продолжал
работать на развитие флота. В 1921 году его направили в Лондон в качестве
представителя правительства для восстановления зарубежных научных связей страны.
В 1927 году он вернулся в Советский Союз.
Крылов знаменит своими работами по гидродинамике, в том числе и по теории
движения корабля на мелководье, он автор около 300 книг и статей, которые
покрывают большой диапазон человеческого знания, включая судостроение,
магнетизм, артиллерийское дело, математику, астрономию и геодезию. Широко
используются его знаменитые таблицы непотопляемости.
Деятельность
Крылова в дореволюционный период отмечена орденами Св.Анны
1 и
2 степеней,
Св.Станислава 1,
2 и
3 степеней,
Св.Владимира 2,
3 и
4 степеней.
Умер в Ленинграде, похоронен на
Литераторских мостках Волкова
кладбища
неподалеку от И.П. Павлова и Д.И. Менделеева. Стела с барельефным портретом.
Мыс на полуострове Де-Колонга на берегу Харитона Лаптева. Описан и нанесен
на карту
Н.Н. Коломейцевым в 1900
году. Назван
Э.В. Толлем.
|