Крузенштерн Иван Федорович
(08(19).11.1770–12(24).08.1846)
Адмирал,
первый русский кругосветный мореплаватель.
Родился в Эстляндской губернии, в имении Хаггут близ Ревеля (Таллинн) в
небогатой дворянской, вполне сухопутной семье, где он был шестым ребенком. Когда
мальчику минуло четырнадцать лет, кто-то из друзей посоветовал родителям
определить его в Морской кадетский корпус. Крузенштерн был его воспитанником в
течение 1785–1788 гг.: из-за начавшейся русско-шведской войны он был выпущен
досрочно «за мичмана» и сразу оказался в эпицентре боевых действий. На корабле
«Мстислав» под командованием капитана Г.И. Муловского молодой моряк участвовал
в Гогландском, Эландском, Ревельском и Выборгском сражениях.
В 1793–1799 гг. Крузенштерн добровольцем проходил службу на английских судах в
Атлантическом и Индийском океанах, а также в Южно-Китайском море, был произведен
в капитан-лейтенанты.
В 1799 и 1802 гг. он представил проекты кругосветных плаваний для прямого
торгового сообщения между российскими портами на Балтике и на Аляске. Первый был
отвергнут, а второй, несколько переработанный, одобрен министром коммерции
графом Н.П. Румянцевым и утвержден Александром I, который предоставил
осуществление его самому Крузенштерну.
Экспедиция, состоявшая из двух парусных шлюпов «Надежда» и «Нева», вышла из
Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года. Судном «Нева» командовал Ю.Ф.
Лисянский. На борту «Надежды» находилась возглавляемая Н.П. Резановым
посольская миссия в Японию. В составе команды «Надежды» были ставшие позднее
знаменитыми моряками
М.И. Ратманов,
О.Е. Коцебу, Ф.Ф.
Беллинсгаузен. На «Неве» шел будущий историк Российского флота
В.Н. Берх.
![](kruzensht_imenie.jpg)
Имение И.Ф. Крузенштерна мыза Асс
(из архива А.В. Крузенштерна) |
Плавание проходило тяжело. Помимо естественных сложностей, связанных с океанским
походом, большие проблемы возникли из-за расплывчатости и неопределенности
инструкций, данных Резанову. Последний считал себя главным в экспедиции, моряки
же, естественно, не могли допустить главенство сухопутного человека. Конфликт
зашел настолько далеко, что по прибытии в Петропавловск Резанов подал жалобу
генерал-губернатору Камчатки генерал-майору П.И. Кошелеву. Выдержанная позиция
Кошелева помогла формально уладить конфликт. Император удовлетворился этим и не
дал делу дальнейшего хода.
Из Европы суда направились к Канарским островам, пересекли экватор и встретили
Рождество у берегов Бразилии. В результате шторма в районе мыса Горн суда
разлучились: Лисянский обследовал остров Пасхи, а Крузенштерн отправился к
Маркизским островам, где корабли встретились. От Гавайских островов Лисянский
отправился в Русскую Америку, принимал участие в освобождении Ситхинской
крепости, захваченной индейцами, а Крузенштерн, разгрузившись на Камчатке,
доставил миссию Резанова в Японию. Простояв полгода около Нагасаки, «Надежда»
летом 1805 года вернулась в Петропавловск. После обследования Сахалина судно
отправилось в обратный путь.
Помимо всего прочего, экспедиция внесла серьезный вклад в географическую науку.
Как писал академик
К.М. Бэр, она обогатила «науку открытиями и исследованиями, далеко
раздвинувшими пределы естествознания и географии».
![](kruzIFmem.jpg)
Мемориальная доска на здании Морского корпуса Петра Великого.
Петербург, набережная Лейтенанта Шмидта, дом 17 |
По возвращении Крузенштерн был прикомандирован к Петербургскому порту для
создания труда о кругосветном плавании. В начале Отечественной войны 1812 года
он пожертвовал на народное ополчение треть своего состояния (1000 рублей); около
года как член дипломатической миссии путешествовал по Англии. Его трехтомное
описание кругосветного путешествия увидело свет в течение 1809–1812 гг. и было
переведено в семи странах Европы. Крузенштерна избрали членом академий и научных
обществ Англии, Франции, Германии и Дании.
![](kruz_memory.jpg)
Памятник И.Ф. Крузенштерну на набережной Лейтенанта Шмидта |
Развивающаяся болезнь глаз и не сложившиеся отношения с морским министром
вынудили Крузенштерна просить освобождения от работы; в декабре 1815 года он был
отправлен в бессрочный отпуск, но не прекращал активной деятельности. До 1836
года им составлен и издан «Атлас Южного моря» с обширными гидрографическими
примечаниями. В течение 1827–1842 гг. Крузенштерн, постепенно повышаясь в
званиях до полного адмирала, был директором Морского кадетского корпуса,
инициатором создания при этом заведении высшего офицерского класса, впоследствии
преобразованного в Военно-Морскую академию. Многие выдающиеся мореплаватели и
путешественники обращались к нему за поддержкой и советом. Он был организатором
экспедиций Отто Коцебу, Михаила Васильева –
Глеба Шишмарева, Фаддея
Беллинсгаузена – Михаила Лазарева, Михаила Станюковича –
Федора Литке. Крузенштерн
известен как один из учредителей ИРГО. В 1873 году в Петербурге на набережной
Невы напротив здания Морского корпуса ему поставлен памятник (скульптор И.Н.
Шредер, архитектор И.А. Монигетти).
Заслуги
Крузенштерна отмечены орденами
Св.Георгия 4
класса,
Св.Александра Невского с бриллиантами,
Св.Владимира 3
степени, Св.Анны 2
степени.
Умер в своем имении Асс Везенбергского уезда Эстляндской губернии.
Похоронен в
Домском соборе в Таллинне.
Остров в группе островов Диомида в Беринговом проливе.
Мыс на побережье Северной Америки в море
Бофорта. Назван в 1826 году
Дж. Франклиным.
Мыс
и лагуна севернее залива Коцебу
на побережье Аляски в Чукотском море. Открыт и назван в 1816 году О.Е. Коцебу.
Гора севернее полуострова Адмиралтейства на
западном берегу северного острова Новой Земли. Названа в 1822 году
Ф.П. Литке.
Озеро на юге полуострова Бутия на севере Канады.
Губа в Карском море на западном берегу полуострова Ямал. Описал и назвал в
1826 году И.Н. Иванов.
|