Курочкин Андрей Михайлович
(1770–04.12.1842)
Русский корабельный мастер.
Родился в Новгородской губернии в семье офицера-артиллериста. С детства
отличался удивительной памятью, стремлением к знаниям, способностями, особенно к
рисованию.
В 1779 году семья переехала в Петербург, где мальчик был зачислен канониром I
статьи в морскую артиллерию. Учитывая возникший у Курочкина интерес к
судостроению, отец определил его в ученики 2 класса при Главном адмиралтействе.
В 1790 году Курочкин получил звание корабельного подмастерья с чином прапорщика.
Началась его карьера на верфях Петербурга и Кронштадта. Первым его боевым
кораблем был бомбардирский катер «Непобедимый». Он строил одно судно за другим,
перенимая опыт своих учителей, таких известных мастеров, как Масальский, Иванов,
Мелихов.
В 1803 году Курочкина как молодого, подающего большие надежды корабельного
мастера направили в Архангельск. Там он возглавил начатое при его
предшественнике строительство 74-пушечного фрегата «Сильный», который стал его
первым линейным кораблем. При его строительстве Курочкин использовал новейшие
достижения отечественных и зарубежных корабелов. За успешное строительство этого
корабля он был награжден крупной денежной премией, а Александр I пожаловал ему
бриллиантовый перстень.
За «Сильным» последовали «Мощный», «Борей», «Орел», «Северная Звезда» и другие
корабли. В 1806 году молодого мастера назначили главным инспектором
Архангельского порта, по сути, возложив на него ответственность за все
кораблестроение на Севере России.
Новые обязанности нисколько не помешали Курочкину резко активизировать свою
личную корабельную деятельность. В 1807 году он заложил сразу шесть линейных
кораблей. Потребность в новых судах была очень большая, так как Россия в эти
годы вела непрерывные войны за укрепление и расширение своих морских границ.
Корабли Курочкина отличались большой прочностью, прекрасными мореходными
качествами, удобством обслуживания, красотой и изяществом, мощным вооружением.
По чертежам Курочкина закладывались корабли и на других верфях, его работами
интересовались законодатели судостроительных мод англичане. Корабль Курочкина
«Азов», отличившийся под командованием М.П. Лазарева в Наваринском сражении,
стал первым кораблем, награжденным георгиевским кормовым флагом – он стал
родоначальником морской гвардии России.
Памятник
Курочкину в Архангельске |
Обладая независимым характером, повышенным чувством справедливости,
требовательностью к себе и другим, Курочкин плохо уживался с начальством. В 1826
году он подал прошение об отставке, но увольнять его, пользовавшегося огромным
авторитетом, не решились. Царь объявил ему «высочайшее благоволение за хорошее
качество и расположение кораблей и фрегатов, в Архангельском порте построенных».
Однако придирки высокопоставленных чиновников Адмиралтейства продолжались,
возраст и болезни давали себя знать, и в 1829 году он подал вторичное прошение.
От предложенного перевода в Петербург Курочкин отказался и вышел в отставку в
звании генерал-майора корабельных инженеров.
Историки расходятся во мнении о точном количестве всех кораблей, построенных
Курочкиным, но едины в оценке линейных судов и фрегатов: 28 и 17 соответственно.
В активе Курочкина и знаменитый бриг «Новая Земля», вошедший в историю
исследований Арктики. На нем
Ф.П. Литке совершил свои походы к Новой Земле.
Мыс Курочкина |
Курочкин прекрасно понимал, что на смену парусному флоту идут пароходы. Уже в
1825 году он построил 60-сильный пароход «Легкий», ставший первым паровым судном
на Севере. Позднее он заложил и второй пароход «Спешный».
Не имея семьи, Курочкин после отставки жил со своей такой же одинокой сестрой в
Соломбале.
Похоронен на
Соломбальском кладбище.
Мыс северный входной залива Абросимова на
Карском побережье южного острова Новой Земли. Описал и назвал в 1833 году
П.К. Пахтусов.
|