Лавров Алексей Модестович

Лавров Алексей Модестович
(17.02(03.03).1887–29.06.1942
)


Русский гидрограф, участник многих арктических экспедиций, инженер-контр-адмирал.
Родился в Колпино Санкт-Петербургской губернии в семье мастера Ижорских заводов.
В 1900 году Лавров поступил в Морской кадетский корпус, после окончания которого в 1907 году плавал гардемарином на крейсере «Богатырь», побывав в Англии, Норвегии, Франции, Испании, Греции, Турции, Германии. Затем мичманом служил на миноносцах Балтийского флота.
С 1911 по 1915 год Лавров участвовал во всех плаваниях г/э СЛО на борту л/п «Таймыр», за что был награжден орденом Св. Станислава 2 степени. Во время зимовки вместе с Н.И. Евгеновым впервые описал бухту Гафнера на Таймыре, вдающуюся в побережье на 40 км.

После завершения экспедиции, в годы Первой мировой войны он служил на Балтийском флоте старшим помощником на эсминце «Уссуриец», в 1917 – 1918 гг. командовал эсминцем «Молодецкий» и в составе эскадры совершил на нем известный Ледовый поход из Гельсингфорса в Кронштадт. Встав на сторону советской власти, Лавров в 1918 – 1922 гг. служил в Минской дивизии Балтийского моря в качестве начальника дивизиона и командира эсминца.

 

1915 год. Измерение толщины льда.

Справа А.М. Лавров

(из архива Н.И. Евгенова)


С 1922 года и до конца жизни Лавров проработал в Гидрографическом управлении Военно-Морского Флота, без отрыва от службы в 1921 – 1925 гг. прослушал курс Ленинградского географического института.

 

Лавров на борту

г/с «Мурманец», 1924 год.

 

До середины 1930-х годов Лавров принимал активное участие в арктических плаваниях. В 1926 году он был начальником ледовой разведки на ледокольном пароходе «Г. Седов» в составе Карской экспедиции; в 1928 году помощником начальника экспедиции участвовал в плавании ледокольном пароходе «Малыгин» по спасению экипажа дирижабля «Италия»; в 1932 году возглавлял гидрографические исследования в северо-восточной части Карского моря на гидрографическом судне «Таймыр», выполнив исключительную по результатам исследовательскую работу по гидрографическому и гидрологическому изучению мало известных участков в районе Северной Земли и западного побережья Таймыра; в 1935 году работал в западном секторе Арктики на ледоколе «Ермак». За свои арктические походы Лавров был награжден орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды.
Много труда вложил Лавров в популяризацию арктических исследований, изучение Севера, освоение Северного морского пути. Он был научным редактором русского перевода собрания сочинений Р. Амундсена, написал предисловия к каждому тому. С 1929 по 1941 гг. в журнале «Записки по гидрографии» им опубликовано 19 научных статей.

 

19 линия В.О., дом 12. Здесь в квартире 14 жил Лавров на момент 1934 года


С началом Великой Отечественной войны было принято решение об эвакуации Картографического отдела Гидрографического управления Военно-Морского Флота в Омск.

В процессе эвакуации погибло почти все оборудование, большинство преподавателей и курсантов. Под Гидрографический институт было отведено здание Омского речного училища, где Лаврову и его коллегам пришлось начинать все практически с нуля. Благодаря организаторским способностям Лаврова в кратчайший срок удалось  наладить бесперебойное картографическое производство.

Напряженный, непосильный труд губительно отразился на здоровье Лаврова. Скоропостижная смерть от кровоизлияния в мозг прервала его кипучую деятельность.

Лавров был похоронен на Казачьем кладбище, которое было позднее снесено. В описании могил снесенного кладбища, сделанном перед сносом омским ученым краеведом А.Ф. Палашенковым указано, что на могиле стоял белый мраморный памятник в железной ограде.   

Прах Лаврова в 1960 году перенесли на Старо-Северное кладбище, где долгие годы могила находилась в полном забвении. Лишь в середине 1980-х гг. она была найдена омским краеведом, майором в отставке Ф.К. Надем (1929-1995). Вот как он описывает это событие в своем письме, опубликованном в №5 Военно-исторического журнала за 1988 год: «Несколько лет тому назад на территории Северного воинского кладбища города Омска наша семья обнаружила заброшенную могилу. Из-под палой листвы и сухих веток выглядывал лишь край могильной плиты. Когда расчистили холмик, обнаружили камень с надписью «Инженер-контр-адмирал Лавров Алексей Модестович. 1887-1942». Больно стало за такое отношение к военному моряку.... Вот такой человек, и какое непочтительное отношение к его памяти».

За могилой стала ухаживать семья Надя, затем они обратились за помощью в Омское речное училище. Там отнеслись к делу с пониманием и взяли шефство над могилой. В 1987 году на могиле был установлен памятник из  гранита в форме стелы, установленной на основание. На лицевой грани стелы помещена фотография и выбит текст: «Лавров Алексей Модестович. 17.II.1887-29.VI.1942». Ниже -  изображение якоря. У подножия стелы - цветник из гранита, на котором установлена мраморная плита с текстом: «Инженер-контр-адмирал Лавров Алексей Модестович. 17.II.1887-29.VI.1942». Могила ограждена металлическими столбиками с протянутыми между ними цепями.

Мыс бухты Гафнер-фьорд на северо-западном побережье Таймыра. Описан и нанесен на карту без названия гидрографической экспедицией  Северного Ледовитого океана в 1915 году. Назван советскими гидрографами в 1937 году.
Мыс и остров в юго-восточной части Северной Земли. Мыс открыт и назван в 1913 году гидрографической экспедицией  Северного Ледовитого океана. Название острова возникло в конце 1940-х годов от названия мыса и было утверждено решением Красноярского крайисполкома в 1952 году.
Пролив между островами Галля, Вильчека, Сальм и островами Хохштеттера архипелага Земля Франца-Иосифа. Назван в 1950-е годы советскими гидрографами.


Вернуться на главную страничку