Легздин Яков-Вильгельм Петрович

Легздин Яков-Вильгельм Петрович
(
25.09(07.10).1893–01.04.1954)


Арктический ледовый капитан, почетный полярник.
Родился в городе Больдера Рижского уезда Лифляндской губернии. После окончания 5 классов поступил в Магнусгофское мореходное училище дальнего плавания. В свободное от учебы время плавал матросом на парусных и паровых судах. После окончания училища в 1914 году Легздин был призван на военную службу на Балтийский флот. В 1915 году он сдал экзамены на прапорщика и до революции служил командиром минных заградителей. На этой должности продолжил службу после революции, в 1919 году вступил в ВКП (б). В 1921 году после демобилизации уехал на восемь месяцев в деревню, потерял, как он писал, связь с партией и автоматически вышел из нее. К счастью, это обстоятельство в последующем не отразилось на его работе и жизни.
В 1922 году Легздин поступил в Ленинградский порт, работал помощником капитана и капитаном на ледоколах. В 1928 году в качестве помощника капитана и штурмана Легздин принял участие в историческом походе ледокола «Красин» на спасение экспедиции У. Нобиле, а в 1933 году он уже командовал  «Красиным», совершившим выдающийся зимний поход к северной оконечности Новой Земли для оказания помощи промышленным зимовьям. За этот рейс Легздин и начальник экспедиции М.И. Шевелев одними из первых среди торговых моряков и полярников были награждены орденами Ленина.

 

Штурман Легздин на «Красине». 1928 год.


В 1934 году он перешел на работу в Совморфлот капитаном дальнего плавания, в 1936 году был переведен в Главсевморпуть, участвовал во многих арктических экспедициях. С 1937 года командовал ледоколом «В. Молотов». В 1941 году, командуя этим ледоколом в Финском заливе, был контужен.
В 1942 году Легздина перевели в Архангельск для работы на севере. В течение 1943–1945 гг. он командовал ледоколом «Якутия» и гидрографическим судном «Папанин» в Тикси. Именно Легздин организовал на Тиксинской гидробазе навигационную камеру, благодаря которой стал возможен высокопроизводительный промер на радионавигационной основе. Он сам обслуживал магнитные компасы на заходивших в Тикси судах.
После окончания войны главной сферой деятельности Легздина стала работа магнитолога-девиатора в  ГУСМП. Он регулярно выезжал в командировки на различные суда для определения и уничтожения девиации.
Легздин неоднократно был отмечен правительственными и ведомственными наградами. Помимо ордена Ленина, полученного в 1933 году, он награжден также орденами Красной Звезды и «Знак Почета».
Умер в Ленинграде и похоронен на Богословском кладбище. Могилу, которая значится на участке 20, ряд 24, место 17,  найти, к сожалению, не удалось.
Мыс на западе острова Земля Георга архипелага  Земля Франца-Иосифа. Название утверждено Архангельским облисполкомом в июле 1956 года (Решение № 271).
Залив на западном побережье северного острова Новой Земли к югу от острововвов Гольфстрима. Назвала в 1933 году Новоземельская геологическая экспедиция Всесоюзного Арктического института под руководством И.Ф. Пустовалова.

 

Мыс Сахарова - северо-западный входной залива Легздина

(фото Е.А. Кораго)

Залив Легздина

(фото Е.А. Кораго)

 

Вернуться на главную страничку