Легздин Яков-Вильгельм Петрович
(25.09(07.10).1893–01.04.1954)
Арктический
ледовый капитан, почетный полярник.
Родился в городе Больдера Рижского уезда Лифляндской губернии. После окончания 5
классов поступил в Магнусгофское мореходное училище дальнего плавания. В
свободное от учебы время плавал матросом на парусных и паровых судах. После
окончания училища в 1914 году Легздин был призван на военную службу на
Балтийский флот. В 1915 году он сдал экзамены на прапорщика и до революции
служил командиром минных заградителей. На этой должности продолжил службу после
революции, в 1919 году вступил в ВКП (б). В 1921 году после демобилизации уехал
на восемь месяцев в деревню, потерял, как он писал, связь с партией и
автоматически вышел из нее. К счастью, это обстоятельство в последующем не
отразилось на его работе и жизни.
В 1922 году Легздин поступил в Ленинградский порт, работал помощником капитана и
капитаном на ледоколах. В 1928 году в качестве помощника капитана и штурмана
Легздин принял участие в историческом походе ледокола
«Красин» на спасение
экспедиции У. Нобиле, а в 1933 году он уже командовал «Красиным»,
совершившим выдающийся зимний поход к северной оконечности Новой Земли для
оказания помощи промышленным зимовьям. За этот рейс Легздин и начальник
экспедиции М.И. Шевелев одними из первых среди торговых моряков и полярников
были награждены орденами Ленина.
Штурман Легздин
на «Красине». 1928 год. |
В 1934 году он перешел на работу в Совморфлот капитаном дальнего плавания, в
1936 году был переведен в Главсевморпуть, участвовал во многих арктических
экспедициях. С 1937 года командовал ледоколом
«В. Молотов». В 1941 году,
командуя этим ледоколом в Финском заливе, был контужен.
В 1942 году Легздина перевели в Архангельск для работы на севере. В течение
1943–1945 гг. он командовал ледоколом «Якутия» и гидрографическим судном «Папанин» в Тикси. Именно
Легздин организовал на Тиксинской гидробазе навигационную камеру, благодаря
которой стал возможен высокопроизводительный промер на радионавигационной
основе. Он сам обслуживал магнитные компасы на заходивших в Тикси судах.
После окончания войны главной сферой деятельности Легздина стала работа
магнитолога-девиатора в ГУСМП. Он регулярно выезжал в командировки на
различные суда для определения и уничтожения девиации.
Легздин неоднократно был отмечен правительственными и ведомственными наградами.
Помимо ордена Ленина, полученного в 1933 году, он награжден также орденами
Красной Звезды и «Знак Почета».
Умер в Ленинграде и похоронен на Богословском кладбище. Могилу, которая значится
на участке 20, ряд 24, место 17, найти, к
сожалению, не удалось.
Мыс на западе острова Земля Георга архипелага Земля Франца-Иосифа.
Название утверждено Архангельским облисполкомом в июле 1956 года (Решение №
271).
Залив на западном побережье северного острова Новой Земли к югу от
острововвов Гольфстрима. Назвала в 1933 году Новоземельская геологическая экспедиция
Всесоюзного Арктического института под руководством
И.Ф. Пустовалова.
Мыс Сахарова - северо-западный входной залива Легздина
(фото Е.А. Кораго) |
Залив Легздина
(фото Е.А. Кораго) |
|