Лесовский Степан Степанович
(1817–26.02.1884)
Российский
флотоводец, адмирал.
Родился во Франции в городе Ретет, где служил в русских оккупационных войсках
его отец, командир Кинбурнского драгунского полка. Происходил из дворян, являлся
дальним потомком сподвижника Петра I П.П. Шафирова.
Будущий адмирал родился чрезвычайно слабым ребенком, которому врачи
предсказывали скорую слепоту и смерть, но благодаря русскому врачу Маркусу
здоровье удалось поправить.
Первоначальное
образование Лесовский получил дома, а затем поступил в Морской кадетский корпус,
который окончил в 1835 году с производством в мичманы. В 1839 году, окончив курс
офицерских классов при корпусе, он получил назначение на Черноморский флот под
командование адмирала М.П. Лазарева и в том же году совершил несколько плаваний
на черноморских судах. Затем он участвовал в крейсерстве у берегов Кавказа и под
командой Истомина плавал в Средиземном море, командовал бригом «Язон», а затем
фрегатом «Кулевчи», с которым участвовал в выслеживании турецкого флота.
В 1853 году на фрегате
«Диана» он был направлен в Тихий океан для подкрепления
эскадры вице-адмирала Е.В. Путятина. Переход прошел весьма удачно, несмотря на то,
что приходилось идти мимо враждебных тогда России французских и английских
портов. В следующем году «Диана» погибла вследствие землетрясения и цунами на Симодском рейде, и Лесовский отправился на купеческой шхуне в Камчатку для
подкрепления своей командой Петропавловского гарнизона. Однако порт к этому
моменту был уже оставлен войсками, и Лесовский направился в Николаевск на Амуре,
где проявились его организаторские способности. Вскоре он был назначен
начальником строившихся здесь батарей и командиром сводного экипажа,
составленного из команд фрегатов
«Паллада», «Диана» и
«Аврора». В 1857 году Лесовский вернулся по суше через Сибирь в Петербург и, прослужив некоторое время
в возникшем тогда обществе пароходства и торговли, по личному избранию
генерал-адмирала Великого Князя Константина Николаевича, был назначен капитаном
над Кронштадтским портом. В этой должности ему пришлось много поработать над
укомплектованием, вооружением и снабжением многочисленных судов, отправлявшихся
в то время в ряд заграничных плаваний.
В 1862 году для выяснения достоинств броненосных судов типа «Монитор» Лесовского
командировали в Северную Америку. Результатом поездки была постройка морским
ведомством около десятка этого рода судов для Балтийского флота.
В 1863 году Лесовскому, произведенному в контр-адмиралы, доверили выполнение
поручения большой государственной важности – он возглавил эскадру из шести
военных кораблей (трех фрегатов «Ослябя», «Александр Невский» и «Пересвет», двух
корветов «Варяг» и «Витязь» и клипера «Алмаз»), которые разновременно вышли из
Петербурга к берегам США и соединились в Нью-Йорке. Демонстрируя сочувствие
России правительству Линкольна в противовес враждебной Линкольну политике
Англии, содействующей рабовладельческому Югу, корабли вышли из Северного моря в
Атлантический океан не через Ла-Манш, а вокруг северной оконечности
Великобритании. Неожиданное появление русской эскадры у берегов Америки
произвело сильное впечатление в Западной Европе, предотвратило вмешательство
Англии и Франции в гражданскую войну Севера и Юга и послужило упрочением нашей
дружбы с Северной Америкой. Лесовскому был оказан торжественный прием. За
выполнение с чрезвычайным успехом этой миссии Лесовский удостоился Высшего
одобрения и был зачислен в свиту Государя. О значении для России этой миссии
Лесовского говорит и такой факт. Когда его хоронили, кто-то спросил: «А чем он
знаменит, этот Лесовский? Какое сражение выиграл?.. «Он выиграл войну. – был
ответ. – И выиграл ее без единого выстрела, не пролив ни капли русской крови»!
В 1864 году Лесовский стал Главным командиром Кронштадтского порта и сначала,
исполняющим обязанности военного губернатора, а затем и военным губернатором
Кронштадта. На этом посту он, кроме всевозможных улучшений в морской части,
много сделал для городского хозяйства. Так, при нем в городе появился
водопровод, газовое освещение, реализован ряд других мер по благоустройству
города.
Капитаны экспедиции русского флота к берегам Северной Америки. Слева
направо: П.А. Зеленой (клипер «Алмаз»), И.И. Бутаков (фрегат
«Ослябя»), М.Я. Федоровский (фрегат «Александр Невский»), адмирал
С.С. Лесовский (командир эскадры), Н.В. Копытов (фрегат
«Пересвет»), О.К.
Кремер, (корвет «Витязь»), Р.А. Лунд (корвет «Варяг»). |
В 1869 году Лесовский был произведен в генерал-адъютанты, а два года спустя
получил назначение помощником управляющего морским министерством, а после смерти
управляющего министерством адмирала Краббе занял его место.
В 1880 году в связи с обострением отношений России с Китаем Лесовского назначили
на должность начальника Тихоокеанской эскадры, стоявшей тогда у Китайских
берегов, с одновременным зачислением в члены Государственного военного совета.
По возвращении с Дальнего Востока он был произведен в полные адмиралы и взялся
за возложенное на него трудное дело по пересмотру и обработке морского устава.
Однако расстроенное здоровье прервало это его занятие. В феврале 1884 года он
ушел в отставку, а через месяц скончался в Петербурге. Похоронен на
Новодевичьем кладбище,
мраморный саркофаг с якорем и цепями.
Награжден орденами
Св. Александра Невского,
Св. Анны 1, 2 и 3 степеней, Св.
Владимира 1,
2 и
3 степеней,
Белого Орла.
Мыс западный входной в бухте Провидения Анадырского
залива на севере Берингова моря. Назвали в 1881 году офицеры клипера
«Всадник». |