Лысов Дмитрий Алексеевич
(16.08.1918–24.09.1944)
Капитан-лейтенант, командир корабля.
Родился в семье рабочего в Горьком (ныне Нижний Новгород). В 1935 году закончил
полную среднюю школу в Горьком, в 1936 году поступил в военно-морское училище,
откуда был выпущен в 1940 году и проходил службу на Северном флоте, командовал
катером – малым охотником, затем большим охотником. В 1944 году Лысов вступил в
командование тральщиком Т-120. За образцовое выполнение боевых заданий в борьбе
с немецко-фашистскими пиратами на северных морских коммуникациях он был
награжден орденами
Красного Знамени и
Отечественной войны 1 степени.
В сентябре 1944 года Т-120 в составе каравана из четырех транспортов и семи
кораблей охранения двигался из моря Лаптевых через
пролив Вилькицкого к Диксону.
23 сентября, в 1 час 13 минут к северу от
острова Кравкова, командир
шедшего в охранении сторожевого корабля доложил по радио, что обнаружил
вражескую подводную лодку. Тотчас командир конвоя приказал тральщику Лысова
атаковать ее. Тральщик направился к месту, указанному сторожевым кораблем,
однако предупредить нападение не успел. Вражеская подводная лодка уже атаковала
сторожевой корабль, который через две минуты затонул.
Тральщик Лысова был оставлен для поиска подводной лодки, а караван двинулся
дальше и к утру благополучно достиг острова Диксон. После этого Лысову была дана
радиограмма о возвращении. Получение радиограммы было подтверждено, но тральщик
не появился. Судьба его выяснилась лишь через несколько суток, когда с двух
островков Карского моря были сняты высадившиеся там после трехсуточного плавания
и дрейфа на понтоне и катере люди экипажа тральщика.
Оказалось, что при возвращении тральщик встретился с подводной лодкой и атаковал
ее глубинными бомбами. Лодка, однако, сумела увернуться от бомб и в свою очередь
атаковала тральщик. Взрыв торпеды произошел в кормовой части. Силой взрыва руль
и винты корабля были вывернуты кверху, наружу, корпус деформировало до самого
форштевня. Радиоприемники, радиопередатчики, радиопеленгаторы, эхолоты и другие
приборы вышли из строя, вспомогательные механизмы перестали работать. Свет на
корабле погас. Тральщик потерял ход и накренился на левый борт до 6–7 градусов.
Действия командира и экипажа корабля в эти критические минуты были четкими и
слаженными. Принятые меры позволили сохранить поврежденный корабль на плаву,
однако он, не имея хода, оставался неподвижной мишенью для повторных атак
вражеской подводной лодки. Поэтому Лысов принял решение оставить на борту лишь
необходимое для защиты корабля количество людей, а остальным 46 членам команды с
секретными документами приказал высадиться на катер и понтон.
На тральщике осталось на боевых постах 34 человека во главе с командиром. Как
рассказывали спасшиеся моряки, лодка всплыла в 3–4 кабельтовых от тральщика.
Артиллерийским огнем с тральщика удалось повредить ее рубку, но лодка снова
погрузилась, а затем атаковала тральщик. Торпеда попала в среднюю часть корабля.
Когда дым от мощного взрыва развеялся, на поверхности моря оставалась на плаву
только носовая часть тральщика, людей не было видно. Всплывшая лодка прошла
полным ходом мимо носовой части тонувшего тральщика и скрылась в направлении,
противоположном курсу понтона и катера, к счастью, не заметив их.
Пока понтон и катер шли к месту, где тонул корабль, носовая часть погрузилась,
продержавшись после взрыва на плаву десять – пятнадцать минут. На месте гибели
тральщика никого из оставшихся на борту людей не оказалось. Все 34 человека
погибли на боевых постах вместе с кораблем.
Островок в Карском море вблизи острова
Рингнес. По предложению В.А.
Троицкого назвали диксонские гидрографы. Название утверждено решением
Диксонского райисполома от 20 декабря 1962 года. |