Махоткин Василий Михайлович
(10.10.1904–1974)
Знаменитый
полярный летчик.
Родился на самой окраине Петергофского уезда в селе Копорье. Вскоре семья
переехала в Петергоф и обосновалась в поселке Заветное неподалеку от станции
Старый Петергоф.
Вместе с братом, который был младше всего на два года, Василий учился в бывшей
Петергофской женской гимназии В.В. Павловой, преобразованной после революции в
Единую Советскую трудовуюй школу №416. Как и многие петергофские мальчишки,
Махоткин занимался парусным спортом в яхт-клубе на Купеческой пристани, который
был для них местом постоянного пребывания и зимой, когда по гладкому льду
Финского залива стремительно носились буера, и летом, когда на широкой водной
глади легко скользили белоснежные яхты. Это увлечение очень пригодилось
Махоткину при обучении профессии морского летчика.
После окончания школы в 1922 году юноша поступил в Ленинградскую
военно-теоретическую школу Военно-Воздушных сил Красной армии, а затем в
Севастопольскую военную летную школу, которую окончил в 1931 году. Он получил
удостоверение командира РККА – военного летчика и направление на службу
инструктором-летчиком I разряда в Военную школу морских летчиков города Ейска.
Став одним из лучших летчиков, Махоткин постоянно выполнял различные задания
правительства. В 1933 году он проводил аэросев хлопка в республиках Средней
Азии, в это же время осуществлял многочисленные дальние перелеты на самолетах
транспортной авиации, работал на пассажирских авиалиниях Баку – Тифлис, Баку –
Красноводск, Иркутск – Бодайбо, Иркутск – Красноярск, на северо-западе СССР, в
Карелии.
Очевидно, что такой профессионал и человек, как Махоткин, не мог остаться в
стороне от участия в освоении Советского Заполярья. В 1934 году он добровольно
перевелся в полярную авиацию и вскоре осуществил 1200-километровый рейс на
специально оборудованном для полетов в Арктике гидросамолете «СССР-Н-26».
Имя Махоткина в 1930-е годы не сходило со страниц центральных газет. Он
обеспечивал арктические экспедиции, проводил ледовую разведку, летал на
Диксон, обслуживал
строительство
Норильска, не раз попадая в сложнейшие ситуации и с честью выходя из них. В
марте 1936 года он совершил рекордный перелет на линии Красноярск – Дудинка, за
один летный день покрыв расстояние 2 400 километров по маршруту Красноярск –
Дудинка и обратно до Игарки.
В 1936 году правительство одобрило план высадки на Северном полюсе научной
дрейфующей станции. В рамках подготовки к этой уникальной операции был
организован полет на ЗФИ двух самолетов, пилотируемых
М.В. Водопьяновым и
Махоткиным. Цель полета заключалась в изучении воздушной трассы и поиске места
для наземной авиабазы, с которой будут осуществляться полеты на полюс.
Самолеты, переоборудованные и утепленные Р-5, взлетели с московского
центрального аэродрома 29 марта. Полет проходил очень тяжело, с многочисленными
задержками, поломками и авариями, лишь 21 апреля была достигнута
п/ст «Бухта
Тихая» на острове Гукера
архипелага ЗФИ. Высадиться на
острове Рудольфа, запланированной
конечной точки маршрута, не удалось. Водопьянов с разведочными целями слетал до
83° с.ш. На обратном пути
после взлета с о. Гукера на самолете Водопьянова начался пожар. Пришлось
садиться, при посадке оба самолета потерпели аварию. Экипажам удалось из двух
машин слатать одну, на которой и улетел экипаж Водопьянова. Махоткин остался на
полярной станции до прибытия парохода. В ожидании его он и механик И.Л. Ивашина
сумели восстановить свой самолет и слетали на о. Рудольфа. В историю освоения
Арктики перелет Водопьянова и Махоткина вошел как Первая советская
высокоширотная воздушная экспедиция.
Никто не мог предположить, что совсем скоро из прославленного
летчика-орденоносца, награжденного орденами
Красной Звезды и
Красного Знамени,
легендарный Махоткин превратится в летчика-зека Норильскстроя.
В 1942 году по доносу он был осужден и арестован на 10 лет за антисоветскую
пропаганду. То ли он в частном разговоре хорошо отозвался о самолете
иностранного производства, то ли рассказал анекдот о Сталине. Все четыре долгих
года Великой Отечественной войны один из лучших и опытнейших летчиков страны был
лишен возможности не только защищать свою «Великую Родину», во имя которой в
1936 году он совершал свой знаменитый перелет вместе с Водопьяновым, но даже и
просто летать. Он работал в знаменитой ГУЛАГовской рыбинской авиационной
шарашке, где, нет худа без добра, познакомился с известными учеными,
конструкторами, цветом научной и инженерной мысли страны, с грандами
отечественного самолетостроения, специалистами высшей квалификации, людьми
талантливыми и интересными. О Махоткине упоминает в своем романе «Архипелаг
ГУЛАГ» А.И. Солженицын.
После Рыбинска он снова попал в Заполярье, даже немного полетал на самолетах
геологической службы Норильского комбината, перед тем как его перевели в
Таганрогскую шарашку. Там прославленный летчик все-таки вынужден был оставить
авиацию и стал бригадиром ремонтников дробильного цеха комбината и «норильчанином
поневоле».
Махоткина освободили только в 1951 году после полного отбывания «наказания». Он
уже не мог освоить реактивные самолеты, да по состоянию здоровья не подходил и
для винтовых. В 1956 году краевой суд Красноярского края полностью его
реабилитировал «за отсутствием состава преступления». В Норильске о Василии
Михайловиче осталась добрая память, его вспоминают и любят до сих пор, как
летчика, известного Норильску с «донорильской» поры.
Остров (Пилота Махоткина) в Карском море в архипелаге Норденшельда
восточнее острова Таймыр. Был обнаружен во время полетов 1932 и 1935 гг. полярными
летчиками А.Д. Алексеевым и
М.И. Козловым. В 1936 году это открытие было подтверждено гидрографическими
экспедициями. Описан, нанесен на карту и назван в 1937 году первой зимовочной
экспедицией ГУ Главсевморпути (1936–1937 гг.) на г/с «Торос» под руководством
Н.Н. Алексеева. |