Макаров Степан Осипович
(27.12.1848(08.01.1849)–31.03.(13.04).1904)
Русский
флотоводец, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал.
Родился в Николаеве в семье прапорщика флота, выслужившегося из солдат. В 1865
году окончил морское училище в Николаевске-на-Амуре, в 1869 году произведен в
мичманы. Служил на кораблях эскадры Тихого океана, с 1871 года – на Балтийском
флоте. Во время службы на броненосной лодке «Русалка» исследовал проблемы
непотопляемости кораблей.
В 1876 году после перевода на Черноморский флот Макаров предложил оборудовать
пароход «Великий князь Константин» для перевозки минных катеров в районы стоянки
кораблей противника с целью их атаки, чем положил начало созданию миноносных
кораблей и торпедных катеров. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. ему
удалось осуществить эту идею и провести ряд успешных атак турецких кораблей
шестовыми минами, а также впервые использовать самодвижущуюся мину-торпеду. В
1881 году, командуя пароходом-стационаром «Тамань», Макаров провел
гидрологические работы в прол. Босфор, на основе которых написал труд «Об обмене
вод Черного и Средиземного морей», удостоенный премии Российской АН и
малой
золотой медали Императорского Русского Географического общества. Через девять лет в 1895 году Макаров получил еще одну
награду ИРГО – медаль графа Литке.
В 1882–1886 служил на Балтийском флоте. В 1886–1889, командуя корветом
«Витязь», Макаров совершил кругосветное плавание, во время которого проводились
систематические океанографические работы, особенно подробно в северной части
Тихого океана. Эти работы были им обобщены в труде «Витязь» и Тихий океан». В
1890 году его назначают младшим флагманом Балтийского флота, а в 1891 году –
главным инспектором морской артиллерии. В 1890-х годах Макаров изобрел
бронебойные наконечники (так называемые «наконечники Макарова») к артиллерийским
снарядам, значительно увеличившие пробивную силу снаряда. С конца 1894 года он –
командующий эскадрой Средиземного моря.
В 1894–1896 гг. Макаров совершил второе кругосветное путешествие, в 1896 году
командовал эскадрой Балтийского флота. В нем сочетались качества прекрасного
командира-практика и ученого-теоретика морских боевых действий. В 1897 году
Макаров опубликовал капитальный труд «Рассуждения по вопросам морской тактики»,
в котором изложил основы тактики парового броненосного флота, обосновал
необходимость взаимодействия артиллерийских и минно-торпедных кораблей в бою,
целесообразность применения кильватерного строя в боевых порядках броненосных
эскадр, сформулировал принципы противоминной и противолодочной обороны.
Другой сферой его многогранной деятельности, которой он посвятил последние годы
жизни, была разработка идеи создания мощного ледокола для исследования Арктики.
«Ни одна нация не заинтересована в ледоколах столько, сколько Россия». Макаров
не только высказал и теоретически обосновал эту идею, но и довел ее до
практической реализации, возглавив строительство первого в мире мощного ледокола
«Ермак», который стал флагманом российского, а затем и советского арктического
флота.
«Ермак»
в тяжелых льдах |
В марте 1899 года на «Ермаке» Макаров перешел из Ньюкасла в Кронштадт, преодолев
льды Финского залива, затем совершил поход в Ревель. В июне – августе того же
года совершил на «Ермаке» два пробных арктических рейса, проник к северу от
Шпицбергена до 81°21'N.
В 1901 году плавал в Баренцевом море в тяжелых ледовых условиях, дважды подходил
к Земле Франца-Иосифа и северо-западному берегу Новой Земли.
С 1899 года Макаров – главный командир Кронштадтского порта. В труде «Без
парусов» он разработал вопросы обучения и воспитания личного состава флота в
мирное время.
После начала русско-японской войны 1904–1905 Макаров был назначен
командующим Тихоокеанской эскадрой, успешно руководил действиями кораблей при
обороне Порт-Артура, но вскоре погиб на броненосце
«Петропавловск»,
подорвавшемся на мине. Такова злая ирония судьбы – он пострадал от
разработанного им самим оружия.
Кронштадт. Якорная площадь |
Заслуги Макарова
отмечены орденами
Св.Георгия 4
степени,
Св.Владимира 4 степени,
Св.Анны 2 степени,
Св.Станислава 1
и 2
степеней.
В 1913 году в Кронштадте Макарову сооружен памятник работы скульптора Л. В.
Шервуда.
Остров среди островов Цивольки архипелага
Норденшельда в Карском море. Назвал в 1901 году
Э.В. Толль.
Полуостров на острове Междушарский возле западного побережья южного
острова Новой Земли. Описан и нанесен на карту советскими исследователями не
позднее 1934 года.
Мыс на западном побережье северного
острова Новой Земли. Название появилось в результате обработки материалов съемки
офицеров ледокола «Ермак», выполненной здесь в 1901 году.
Мыс
на Новой Земле в заливе Русская Гавань. Назван в 1913 году
Г.Я. Седовым.
Гора на острове Западный Шпицберген. Названа
в 1899–1901 гг. экспедицией по «градусному измерению».
Залив на юго-востоке острова Гукера архипелага Земля Франца-Иосифа.
Назван в 1930-е годы советскими гидрографами.
Залив на юго-западном берегу острова Октябрьской Революции архипелага Северная Земля. Название дано полярными геологами в
1950-е годы.
Губа на Новой Земле в районе острова
Междушарский. Описана и нанесена на карту советскими исследователями не позднее
1934 года.
Ледник (Макарова-Жерве) в глубине залива
Незнаемый на Карском побережье северного острова Новой Земли. Это общее название
двух тесно связанных ледников. Ледник Макарова обращен в Карскую сторону.
Название дал
В.А. Русанов в 1908 году.
Ледник на севере острова Западный Шпицберген. |