Макаров Степан Осипович

Макаров Степан Осипович
(27.12.1848(08.01.1849)–31.03.(13.04).1904)


Русский флотоводец, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал.
Родился в Николаеве в семье прапорщика флота, выслужившегося из солдат. В 1865 году окончил морское училище в Николаевске-на-Амуре, в 1869 году произведен в мичманы. Служил на кораблях эскадры Тихого океана, с 1871 года – на Балтийском флоте. Во время службы на броненосной лодке «Русалка» исследовал проблемы непотопляемости кораблей.
В 1876 году после перевода на Черноморский флот Макаров предложил оборудовать пароход «Великий князь Константин» для перевозки минных катеров в районы стоянки кораблей противника с целью их атаки, чем положил начало созданию миноносных кораблей и торпедных катеров. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. ему удалось осуществить эту идею и провести ряд успешных атак турецких кораблей шестовыми минами, а также впервые использовать самодвижущуюся мину-торпеду. В 1881 году, командуя пароходом-стационаром «Тамань», Макаров провел гидрологические работы в прол. Босфор, на основе которых написал труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей», удостоенный премии Российской АН и малой золотой медали Императорского Русского Географического общества. Через девять лет в 1895 году Макаров получил еще одну награду ИРГО – медаль графа Литке.
В 1882–1886  служил на Балтийском флоте. В 1886–1889, командуя корветом «Витязь», Макаров совершил кругосветное плавание, во время которого проводились систематические океанографические работы, особенно подробно в северной части Тихого океана. Эти работы были им обобщены в труде «Витязь» и Тихий океан». В 1890 году его назначают младшим флагманом Балтийского флота, а в 1891 году – главным инспектором морской артиллерии. В 1890-х годах Макаров изобрел бронебойные наконечники (так называемые «наконечники Макарова») к артиллерийским снарядам, значительно увеличившие пробивную силу снаряда. С конца 1894 года он – командующий эскадрой Средиземного моря.
В 1894–1896 гг. Макаров совершил второе кругосветное путешествие, в 1896 году командовал эскадрой Балтийского флота. В нем сочетались качества прекрасного командира-практика и ученого-теоретика морских боевых действий. В 1897 году Макаров опубликовал капитальный труд «Рассуждения по вопросам морской тактики», в котором изложил основы тактики парового броненосного флота, обосновал необходимость взаимодействия артиллерийских и минно-торпедных кораблей в бою, целесообразность применения кильватерного строя в боевых порядках броненосных эскадр, сформулировал принципы противоминной и противолодочной обороны.

Другой сферой его многогранной деятельности, которой он посвятил последние годы жизни, была разработка идеи создания мощного ледокола для исследования Арктики. «Ни одна нация не заинтересована в ледоколах столько, сколько Россия». Макаров не только высказал и теоретически обосновал эту идею, но и довел ее до практической реализации, возглавив строительство первого в мире мощного ледокола «Ермак», который стал флагманом российского, а затем и советского арктического флота.

 

«Ермак» в тяжелых льдах


В марте 1899 года на «Ермаке» Макаров перешел из Ньюкасла в Кронштадт, преодолев льды Финского залива, затем совершил поход в Ревель. В июне – августе того же года совершил на «Ермаке» два пробных арктических рейса, проник к северу от Шпицбергена до 81°21'N. В 1901 году плавал в Баренцевом море в тяжелых ледовых условиях, дважды подходил к Земле Франца-Иосифа и северо-западному берегу Новой Земли.
С 1899 года Макаров – главный командир Кронштадтского порта. В труде «Без парусов» он разработал вопросы обучения и воспитания личного состава флота в мирное время.
После начала русско-японской войны 1904–1905  Макаров был назначен командующим Тихоокеанской эскадрой, успешно руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура, но вскоре погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине. Такова злая ирония судьбы – он пострадал от разработанного им самим оружия.

 

Кронштадт. Якорная площадь

 

Заслуги Макарова отмечены орденами Св.Георгия 4 степени, Св.Владимира 4 степени, Св.Анны 2 степени, Св.Станислава 1 и 2 степеней.
В 1913 году в Кронштадте Макарову сооружен памятник работы скульптора Л. В. Шервуда.
Остров среди островов Цивольки архипелага  Норденшельда в Карском море. Назвал в 1901 году Э.В. Толль.
Полуостров на острове Междушарский возле западного побережья южного острова Новой Земли. Описан и нанесен на карту советскими исследователями не позднее 1934 года.

Мыс на западном побережье северного острова Новой Земли. Название появилось в результате обработки материалов съемки офицеров ледокола «Ермак», выполненной здесь в 1901 году.
Мыс на Новой Земле в заливе Русская Гавань. Назван в 1913 году Г.Я. Седовым.
Гора на острове Западный Шпицберген. Названа в 1899–1901 гг. экспедицией по «градусному измерению».
Залив на юго-востоке острова Гукера архипелага Земля Франца-Иосифа. Назван в 1930-е годы советскими гидрографами.
Залив на юго-западном берегу острова Октябрьской Революции архипелага Северная Земля. Название дано полярными геологами в 1950-е годы.
Губа на Новой Земле в районе острова Междушарский. Описана и нанесена на карту советскими исследователями не позднее 1934 года.
Ледник (Макарова-Жерве) в глубине залива Незнаемый на Карском побережье северного острова Новой Земли. Это общее название двух тесно связанных ледников. Ледник Макарова обращен в Карскую сторону. Название дал В.А. Русанов в 1908 году.

Ледник на севере острова Западный Шпицберген.

 

Вернуться на главную страничку