Малыгин Степан Гаврилович
(1702–01(12).08.1764)
Капитан-командор, ученый мореплаватель, участник Великой Северной экспедиции.
Родился в семье мелкопоместного дворянина Ярославской губернии. В период
1711–1717 годы Малыгин учился в Московской навигацкой школе, а затем в Морской
академии, которую первым по выпуску окончил в 1721 году и был произведен в
унтер-лейтенанты. Через 9 месяцев он получил очередное звание лейтенанта, что
было по тем временам беспрецедентным случаем.
Плавая на разных судах в Балтийском и Баренцевом морях, Малыгин получил
прекрасную практическую подготовку, что в совокупности с отличными
теоретическими знаниями и природными способностями сделало его блестящим
знатоком штурманского дела. В 1731 году он составил первое на русском флоте
руководство по навигации, преподавал в Штурманской роте, готовящей штурманов
военно-морского флота.
В 1736 году Адмиралтейств-коллегия назначила Малыгина начальником самого
западного Двинско-Обского отряда ВСЭ вместо отстраненных за плохую службу и
разжалованных С. Муравьева и М. Павлова. Перед этим отрядом стояла задача съемки
арктического побережья между устьями Печоры и Оби. Малыгину предписывалось
организовать специальный сухопутный отряд для постановки приметных знаков на
побережье Обской губы, а также для поиска удобных мест стоянок и зимовок
кораблей. Кроме того, необходимо было укомплектовать команду наиболее крепкого
из двух имевшихся кочей («Обь» и «Экспедицион») надежными людьми и весной выйти
из устья Печоры к проливу Югорский Шар, куда планировалось прибытие еще двух
ботов, построенных в Архангельске. Вступив в командование всеми судами, Малыгин
должен был двигаться со съемкой на восток. В случае невыполнения задания за одно
лето, ему предписывалось остаться на зимовку. В мае к походу был готов «Экспедицион»,
однако попытка выхода из
Печоры в море оказалась неудачной. В устье судно зажало льдами, сорвавшими
руль и сломавшими форштевень. Удалось спасти всех людей и большую часть
продовольствия, выгрузившись на берег. В июне отремонтировали второй коч «Обь».
Лишь в августе удалось выйти в море и встретиться с ботами, пришедшими из
Архангельска под руководством лейтенантов
А. Скуратова и Сухотина. В
начале августа все три судна достигли
пролива Югорский Шар. Ледовая
обстановка в Карском море была тяжелая, и Малыгин принял решение отправить слабо
приспособленный для ледового плавания коч «Обь» в Архангельск и продолжать
съемку на ботах. Преодолевая большие трудности, боты под командованием Малыгина
и Скуратова прошли со съемкой и промером до устья Кары, где были вынуждены
остаться на зимовку. Сюда же прибыл и наземный отряд, ведший береговую съемку.
«Экспедицион»
зажат льдами в устье Печоры. Груз и
людей удалось спасти.
1737 год.
Рис. Е. Протопопова |
С наступлением
светлых дней продолжили наземную съемку, а плавание удалось возобновить лишь в
июле. К середине сентября отряд достиг конечной цели –
устья Оби. Передав
командование Скуратову, Малыгин отправился на доклад в Петербург, где работа
отряда получила высочайшую оценку Адмиралтейств-коллегии. Позднее
Ф.П. Литке писал, что
Малыгин исполнил все, «что ему было положено», и отличился «всеми достоинствами,
коими мы удивляемся в первейших и наиболее славнейших мореходах: решительностью
и неутомимостью».
В 1738 году Малыгин возвратился к практической подготовке специалистов
штурманов. Командовал судами на Балтике, был командиром Штурманской роты,
участвовал в боевых действиях против шведов в войне 1742–1743 годы.
В начале 1750-х годов, прослужив на флоте 35 лет, из-за ухудшения здоровья он
подал прошение о переводе на береговую службу. Был командиром Кронштадтского, а
затем Рижского портов.
В 1762 году Малыгин получил чин капитан-командора и назначение начальником
адмиралтейской конторы в Казани. Здесь он, оторванный от морского дела, вскоре
скончался.
Мыс на юго-западе острова Белый в Карском море. Назвала в 1894–1895 гг.
гидрографическая экспедиция для изучения устьев рек Енисея и Оби под
руководством
А.И. Вилькицкого.
Пролив между островом Белый и полуостровом Ямал. Назвал в 1878 году
Н.А.Э. Норденшельд.
|