Марышев Алексей Васильевич
(07(19).10.1906–14.04.1976)
Ледовый
капитан, почетный полярник.
Родился в Петербурге в семье служащих. После окончания первого класса реального
училища уехал с отцом в деревню Захаркино Калязинского уезда Тверской губернии,
где завершил школьное обучение.
В конце 1924 года Марышев вернулся в Ленинград, некоторое время был безработным,
затем поступил в рабочий кооператив «Пролетарский Союз», где ему пришлось
поработать и учеником мясника, и учеником продавца, и кассиром, и контролером.
В 1926 году Марышев поступил на работу в Водолазную базу наркомата путей
сообщения и начал приобщаться к той деятельности, которой посвятил свою жизнь.
Он работал матросом, учеником подрывника на водолазной станции, плавал на судах
торгового флота, был боцманом на пассажирском пароходе «Рудзутак», ходившем на
линии Ленинград – Лондон. Продолжая обучение, он окончил судоводительское
отделение учебного комбината и получил диплом штурмана малого плавания.
В Арктику Марышев попал в 1933 году помощником капитана парусно-моторного бота «Гыдоямо»,
входившего в состав Западно-Таймырской экспедиции
И.А. Ландина, и с тех пор
вся его жизнь была посвящена арктической гидрографии.
В довоенные годы Марышев служил вторым помощником капитана на боте «Сталинец»,
командовал гидрографическим судном «Профессор Визе», гидрографическим
судном «Папанин», зимовавшим в бухте Книповича и
служившим базой гидрографической экспедиции в
Таймырском заливе.
В годы войны Марышев трудился на трассе Северного морского пути, в том числе в
районах действия немецких подводных лодок и самолетов. 14 сентября 1942 года
гидрографическое судно «Якутия», которым к этому времени он командовал,
встретило в проливе Течений в шхерах Минина стоявшую на якоре вражескую подводную
лодку. К счастью, из-за обширного мелководья шхер лодка не смогла атаковать
безоружное судно, и «Якутии» удалось скрыться под берегом. В дальнейшем капитану
Марышеву не раз доводилось встречаться с фашистскими подводными лодками и
счастливо избегать опасности.
В 1943 году Марышев стал капитаном ледокольного парохода «Таймыр», незадолго до этого получившего
повреждения на банке в
Енисейском заливе. Во время ремонта и зимовки на Диксоне он преподавал
навигацию на курсах учебного комбината. Среди его учеников был тогда еще матрос
Ю.С. Кучиев, ставший впоследствии капитаном атомохода «Арктика», Героем
Социалистического Труда. Кучиев служил с Марышевым третьим помощником капитана
на «Таймыре», затем они вместе плавали на ледоколе «Макаров» в Балтийском море.
Прославленный капитан навсегда сохранил благодарность к своему учителю, часто
навещая его в последние годы в Ленинграде.
Военные заслуги Марышева отмечены
орденом Отечественной войны 1 степени,
медалями «За оборону Советского Заполярья» и «За победу
над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
После войны работа Марышева в Арктике продолжилась. Его независимый характер
нравился далеко не всем. Работая на небольших судах, он не любил мелочной опеки,
не любил обращаться за помощью даже к ледоколам, рассчитывая на собственный
опыт, умение и мастерство судовождения во льдах. И имел на это все основания. В
историю плаваний в Арктике вошел совершенный им рейс по всему Северному морскому
пути на деревянном судне «Темп», проведенный всего за 16 суток.
Полярники-гидрографы всегда охотно шли на экспедиционные суда, которыми
командовал Марышев, зная, что, несмотря на любые трудности, намеченные задания
будут выполнены. До 1966 года прославленный капитан находился в строю,
командовал гидрографическими судами «Могилев», «Ост», «Исследователь» и другими.
Гидрографическе
судно «Темп» в бухте
Тикси |
Умер в Ленинграде. Похоронен на
Северном кладбище.
Мыс в заливе Толля на побережье Таймыра. Название по предложению ГП ММФ
утверждено решением Красноярского крайисполкома от 26 ноября 1976 года.
В настоящее время
в составе Архангельской гидробазы Гидрографического предприятия ММФ действует
научное судно "Алексей Марышев". |