Мелехов Афанасий Павлович
(1898–16.06.1942)
Выдающийся
советский ледовый капитан.
Родился под Архангельском на станции Исакогорка в семье рабочего узкоколейной
железной дороги. С детства, которое прошло на лоне природы, он отличался
немногословием, серьезностью, упорством, верностью данному слову.
Еще при жизни отца Мелехов пошел работать на местный лесопильный завод
укладчиком досок, а в 16 лет, после смерти отца, на его плечи легло содержание
оставшейся семьи из восьми человек. Он поступил уборщиком на зимовавший в
Архангельске английский пароход, а весной совершил свой первый рейс, в Гулль.
Судьба его оказалась предрешенной – Мелехов навсегда связал свою жизнь с морем.
Он служил матросом на пароходах «Нонни», «Курск», «Сишан», рулевым на судне «Эривань».
К началу гражданской войны Мелехов оказался на Дальнем Востоке, как и многие
другие, был насильно завербован в белую армию, бежал в партизаны, участвовал в
Гайдавском восстании против колчаковских войск. Дело кончилось арестом и
приговором к расстрелу, которого чудом удалось избежать благодаря помощи друга,
кочегара парохода «Георгий» Рогатого, давшего ложные защитные показания.
После войны Мелехов окончил мореходное училище, получил диплом штурмана малого
плавания, в должности третьего помощника плавал на разных судах, в том числе на
ставшем потом знаменитом «Ставрополе». На нем в 1924 году во время рейса на
Колыму Мелехов попал на свою первую зимовку в районе острова Шалаурова, где
«Ставрополь» был зажат льдами.
В мае 1925 года Мелехова с места зимовки командировали в устье Колымы. Вместе с
боцманом Якобсоном и группой добровольцев из местного населения он
отремонтировал выжатую льдами на берег американскую шхуну «Поларбер».
Переименованная в «Полярную Звезду» эта шхуна навсегда вошла в историю плаваний
в восточном секторе Советской Арктики.
Сдав экзамен за курс морского техникума, Мелехов в 1927 году получил диплом
капитана дальнего плавания, однако лишь через три года, набравшись опыта на
должностях третьего, второго и старшего помощника капитана, он получил под свое
командование пароход «Сясьстрой», за ним последовали «Теодор Нетте»,
«Индигирка», «Сталинград». В 1933 году на пароходе «Свердловск» Мелехов совершил
свой второй арктический рейс, оставивший след в истории освоения Северного
морского пути. Жестокими северными ветрами судно прижало льдом к мысу Дженретлен.
В 20 милях от него был затерт льдом «Челюскин», и в течение месяца втянутые в
дрейф суда крутились вблизи друг друга. «Свердловску» удалось вырваться, он даже
вывел на буксире аварийный пароход «Лейтенант Шмидт».
После этого рейса Мелехов окончательно связал жизнь с Арктикой. В 1934 году он
возглавил вторую Северо-Колымскую экспедицию, в состав которой входило три
судна. В 1935 году Мелехову поручили провести первым коммерческим рейсом обычное
транспортное судно «Сталинград». За шесть с половиной суток, в рекордно короткий
срок из Владивостока на Колыму были доставлены 175 пассажиров и 75 голов скота.
Через месяц, пробиваясь сквозь льды и туманы, где самостоятельно, где с помощью
ледоколов, «Сталинград» достиг Игарки, а спустя еще 18 дней прибыл в Мурманск.
Из Мурманска с грузом леса, взятого в Игарке, «Сталинград» отправился в Лондон,
а оттуда с грузом пришел в Ленинград. Было доказано, что Северный морской путь
подготовлен для нормальной эксплуатации.
В последующие годы Мелехов водил «Сталинград» из Ленинграда во Владивосток, из
Владивостока в Мурманск, из Архангельска в Тикси и обратно. Имя его встало в
один ряд с именами выдающихся арктических капитанов.
В 1939 году Мелехова назначили капитаном нового ледокольного парохода
«Дежнев»,
в 1940 году – ледокола
«Красин» и одновременно начальником морских операций в
восточном секторе Арктики.
Все знавшие Мелехова отмечали его высочайшие человеческие и профессиональные
качества. Как в шутку говорили моряки, он с завязанными глазами мог пройти от
Золотого Рога до Колымских кошек, да и подальше на Запад. Мелехову в деталях
были известны все особенности гидрологии, метеорологии, течений, мелководья по
всей трассе восточного сектора. Прекрасное владение чукотским языком,
приветливость и доброжелательность снискали ему величайшее уважение местного
населения.
За свои заслуги Мелехов был награжден орденами
Трудового Красного Знамени и
Ленина. В 1942 году его послали в США для подготовки кораблей и грузов,
предназначенных в помощь СССР союзниками. Иностранный корабль, на котором
находился Мелехов, был торпедирован вражеской подводной лодкой при входе в один
из североамериканских портов. Вместе с ним погиб и Мелехов. Через три недели его
тело прибило к берегу недалеко от Бостона, где оно и было похоронено.
В 1944 году находившийся в Америке сын М.И. Калинина Валерьян привез урну с
прахом Мелехова. Она была перезахоронена в Москве на
Новодевичьем кладбище.
Мыс на острове Земля Александры
архипелага Земля Франца-Иосифа. Назван картографами в 1950-е годы.
Пролив
между островом Крестовский и островами Пушкарева и Леонтьева в архипелаге Медвежьи
острова в Восточно-Сибирском море. Назван не позднее 1945 года. |