Миловзоров Павел Георгиевич

Миловзоров Павел Георгиевич
(1876–09.12.1940)


Советский полярный капитан, один из лучших знатоков трассы Северного морского пути.
Родился в селе Заболотном Рязанской губернии. Родители отдали его в духовное училище, которое он бросил, мечтая о морской службе. Работал на Каспийском море, в 1899 году окончил Потийскую мореходную школу, получив диплом штурмана дальнего плавания, участвовал в русско-японской войне. До революции ходил на частных судах в Японию, Китай, Австралию, Европу.
Переехав на Дальний Восток, Миловзоров в 1911 году поступил штурманом на пароход «Колыма», на котором под командованием контр-адмирала А.П. Траяна совершил свой первый арктический рейс к устью Колымы. Ледовая обстановка оказалась благоприятной, и уже через десять дней «Колыма» бросила якорь в бухте, получившей позднее название Амбарчик. Рейсы на Колыму стали ежегодными, хотя и не всегда такими успешными. В 1914 году «Колыма» уже под командованием Миловзорова не смогла сразу вернуться во Владивосток и была вынуждена остаться на зимовку.
После революции интервенты захватили судно Миловзорова вместе с экипажем и под угрозой расстрела заставили увести его за границу. Не желая служить эмигрантам, Миловзоров сумел возвратиться на родину и активно включился в работу по восстановлению дальневосточных морских перевозок. Он участвовал в первых колымских рейсах – из Владивостока в устье Колымы. В 1924 году пароход «Ставрополь», которым командовал Миловзоров вынужден был зазимовать у острова Шалаурова. Перед рейсом опытный Миловзоров предусмотрел дополнительные запасы теплой одежды и продовольствия, на зимовке покупал у чукчей свежее мясо, благодаря чему удалось избежать обморожений и болезней.

 

Миловзоров с женой Антониной Дмитриевной


В 1926 году Миловзорову, как самому опытному дальневосточному капитану, была поручена доставка на остров Врангеля первых поселенцев во главе с Г.А. Ушаковым. Этот рейс «Ставрополя» имел огромное политическое значение в связи с территориальными притязаниями Канады и США. В результате тяжелого и рискованного похода на острове была организована советская фактория и водружен советский флаг. На обратном пути удалось пробиться к острову Геральд и также водрузить на нем советский флаг. В 1927 году под его руководством пароход «Колыма» выполнил первый рейс из Владивостока к устью Лены и обратно. В 1928 году за колымские рейсы Миловзоров был награжден орденом Красного Знамени.
В последующие годы Миловзоров продолжал руководить рейсами в восточном секторе Арктики, в 1929 и 1931 гг. руководимые им суда оставались на вынужденных зимовках у мыса Северный (Шмидта) и мыса Шалаурова Изба. В 1933 и 1934 гг. он возглавлял Первую и Вторую Ленские экспедиции, в 1935 году, командуя пароходом «Анадырь», прошел Северным морским путем из Владивостока в Бельгию.
С 1936 года Миловзоров работал в Арктическом НИИ. Практически ежегодно он принимал участие в ледовых плаваниях, в 1939 году на ледокольном пароходе «Малыгин» участвовал в рейсе по перегону с запада на восток землечерпалок и буксирных катеров, а в последний год своей жизни провел две сложных ледовых операции.

В 1937 году заслуги Миловзорова были отмечены орденом Ленина.
Умер в Ленинграде, похоронен на Большеохтинском кладбище.
Рифы в проливе Штернека между островом Грили и островами Кун и Кейна в архипелаге  Земля Франца-Иосифа. Назвали советские картографы в 1950-е годы.

 

Вернуться на главную страничку