Миловзоров Павел Георгиевич
(1876–09.12.1940)
Советский
полярный капитан, один из лучших знатоков трассы Северного морского пути.
Родился в селе Заболотном Рязанской губернии. Родители отдали его в духовное
училище, которое он бросил, мечтая о морской службе. Работал на Каспийском море,
в 1899 году окончил Потийскую мореходную школу, получив диплом штурмана дальнего
плавания, участвовал в русско-японской войне. До революции ходил на частных
судах в Японию, Китай, Австралию, Европу.
Переехав на Дальний Восток, Миловзоров в 1911 году поступил штурманом на пароход
«Колыма», на котором под командованием контр-адмирала А.П. Траяна совершил свой
первый арктический рейс к
устью Колымы. Ледовая обстановка оказалась благоприятной, и уже через десять
дней «Колыма» бросила якорь в бухте, получившей позднее название Амбарчик. Рейсы
на Колыму стали ежегодными, хотя и не всегда такими успешными. В 1914 году
«Колыма» уже под командованием Миловзорова не смогла сразу вернуться во
Владивосток и была вынуждена остаться на зимовку.
После революции интервенты захватили судно Миловзорова вместе с экипажем и под
угрозой расстрела заставили увести его за границу. Не желая служить эмигрантам,
Миловзоров сумел возвратиться на родину и активно включился в работу по
восстановлению дальневосточных морских перевозок. Он участвовал в первых
колымских рейсах – из Владивостока в устье Колымы. В 1924 году пароход
«Ставрополь», которым командовал Миловзоров вынужден был зазимовать у острова
Шалаурова. Перед рейсом опытный Миловзоров предусмотрел дополнительные запасы
теплой одежды и продовольствия, на зимовке покупал у чукчей свежее мясо,
благодаря чему удалось избежать обморожений и болезней.
Миловзоров с женой Антониной Дмитриевной |
В 1926 году Миловзорову, как самому опытному дальневосточному капитану, была
поручена доставка на
остров Врангеля первых поселенцев во главе с
Г.А. Ушаковым. Этот рейс
«Ставрополя» имел огромное политическое значение в связи с территориальными
притязаниями Канады и США. В результате тяжелого и рискованного похода на
острове была организована советская фактория и водружен советский флаг. На
обратном пути удалось пробиться к острову Геральд и также водрузить на нем советский
флаг. В 1927 году под его руководством пароход «Колыма» выполнил первый рейс из
Владивостока к устью Лены и обратно. В 1928 году за колымские рейсы Миловзоров
был награжден
орденом
Красного Знамени.
В последующие годы Миловзоров продолжал руководить рейсами в восточном секторе
Арктики, в 1929 и 1931 гг. руководимые им суда оставались на вынужденных
зимовках у мыса Северный (Шмидта) и
мыса Шалаурова Изба. В 1933 и
1934 гг. он возглавлял Первую и Вторую Ленские экспедиции, в 1935 году, командуя
пароходом «Анадырь», прошел Северным морским путем из Владивостока в Бельгию.
С 1936 года Миловзоров работал в Арктическом НИИ. Практически ежегодно он принимал участие
в ледовых плаваниях, в 1939 году на ледокольном пароходе «Малыгин» участвовал в рейсе по перегону
с запада на восток землечерпалок и буксирных катеров, а в последний год своей
жизни провел две сложных ледовых операции.
В 1937 году
заслуги Миловзорова были отмечены
орденом Ленина.
Умер в Ленинграде, похоронен на
Большеохтинском кладбище.
Рифы в проливе Штернека между островом Грили и островами Кун и Кейна в
архипелаге Земля Франца-Иосифа. Назвали советские картографы в 1950-е годы. |