Нагурский Ян Иосифович
(27.01(08.02).1888–09.06.1976)
Летчик
русского военно-морского флота.
Родился в Варшавской губернии в городе Влоцлавек. После окончания прогимназии
учительствовал в деревне, затем учился в Одесском юнкерском пехотном училище. В
звании пехотного подпоручика служил в Хабаровске. После возвращения с Дальнего
Востока он стал членом Петроградского аэроклуба, где познакомился с великим
русским летчиком П.Н. Нестеровым. Через год они вместе поступили в авиационный
отдел офицерской воздухоплавательной школы, затем Нагурский продолжил обучение в
Гатчинской военной школе.
После исчезновения экспедиций
Г.Я. Седова на судне
«Св. Фока» и
Г.Л. Брусилова на судне
«Св.
Анна» ГГУ приняло решение попробовать искать их с помощью авиации. Многие
русские и иностранные летчики предлагали свои кандидатуры, но выбор пал на
Нагурского. Сыграло роль видимо то, что он был еще морским инженером и служил в
морском ведомстве. На Нагурского был возложен и выбор системы самолета.
В 1914 году в течение августа Нагурский совершил пять полетов у западных берегов
Новой Земли продолжительностью 4–5 часов каждый с целью поисков пропавших
экспедиций. Это были первые полеты в Арктике на аппарате тяжелее воздуха. Летал
на французском гидросамолете типа «Морис Фарман» (вес 450 кг, мощность двигателя
70 лошадиных сил, скорость 90 км/час) без знания метеообстановки по трассе, без
радиосвязи, с ненадежным мотором, без наземного обслуживания, без приборов
слепого полета. Следующие удачные полеты в Арктике были осуществлены лишь через
9 лет швейцарским летчиком Миттельгольцером вдоль берегов Шпицбергена.
В 1915 году Нагурский работал летчиком-испытателем гидросамолетов. В рамках
испытаний ему удалось на летающей лодке М-9 конструкции Д.П. Григоровича с
пассажиром и полной боевой загрузкой сделать две петли Нестерова подряд.
Принимал участие в боевых действиях, награжден тремя орденами. Во время одного
из боев был сбит над Балтийским морем, несколько часов проплавал на резиновой
лодке и был случайно подобран русской подводной лодкой. Товарищи считали его
погибшим.
После
революции Нагурский некоторое время служил в
Красной
армии, а в
1918 году уехал в
Польшу. В
войне с Россией он участвовать не захотел и
чтобы избежать мобилизации скрыл свое воинское звание. Работал на сахарном
заводе, в конструкторских бюро сахарной и нефтяной промышленности.
После войны
Нагурский продолжал работать инженером-конструктором и руководителем
конструкторского бюро в
Гданьске и
Варшаве. В
1955 году он присутствовал на лекции известного
польского полярного исследователя Чеслава Центкевича, который упомянул о «давно
забытом пионере авиации русском летчике Иване Нагурском». Тогда Нагурский встал
и объявил, что он жив.
Летом
1956 года Нагурский прилетал в Россию,
встречался в
Москве с полярными летчиками
Б.Г. Чухновским, М.В.
Водопьяновым, М.И.
Шевелевым и М.А.
Титловым. В
Ленинграде он познакомился с
Верой Валерьевной
Седовой, вдовой
Георгия Седова, чью экспедицию пытался
отыскать в 1914 году. Поездка Нагурского по
СССР завершилась посещением
Одессы.
По совету
Центкевича Нагурский описал в двух книгах свои полярные полеты и службу во время
Первой
мировой войны. В признание заслуг он был награжден
Орденом Возрождения
Польши.
Умер в Варшаве и похоронен на
Северном муниципальном кладбище.
Полярная станция на острове Земля Александры
архипелаг Земля Франца-Иосифа и
мыс на западе этого острова. Названы
гидрографами в 1950-е годы.
Речка на карском побережье южного острова Новой Земли.
|