Парри Уильям

Парри (Parry) Уильям Эдуард
(19.12.1790–08.07.1855)


Английский моряк, выдающийся арктический исследователь, Почетный член Петербургской Академии наук (1826 год).
Родился в городе Бэс в семье медика. В возрасте 13 лет он вступил в военно-морской флот в звании мичмана, служил на флагманском корабле адмирала Корнваллиса, плавал в Ламанше, Северном и Балтийском морях, в 1810 году стал лейтенантом. Вскоре произошло первое знакомство Парри с Арктикой: на военном фрегате «Александрия» он охранял китобойные английские суда в водах Шпицбергена. Однако арктические путешествия, принесшие Парри всемирную славу, начались с 1818 года, с участия в экспедиции Джона Росса. Это была первая в XIX столетии экспедиция, ставившая своей целью поиски Северо-Западного прохода. Она открыла целую серию подобных ей, в основном английских, экспедиций, сыгравших огромную роль в изучении Канадского арктического архипелага.
Суда экспедиции «Изабелла», которым командовал сам Росс, и «Александр» под командованием Парри вышли из Англии в конце мая и, пройдя Девисов пролив, вошли в море Баффина. Поднявшись на север до пролива Смит, повернули, посчитав его, как и 200 лет назад У. Баффин, заливом. То же самое произошло в проливе Ланкастер. Россу привиделись высокие горы, которые он назвал именем своего друга, чиновника Адмиралтейства Крокера, и этот мираж заставил его повернуть обратно: он посчитал пролив заливом. Парри естественно подчинился, хотя и не был согласен с этим решением: шедшая с северо-запада зыбь предполагала существование в этом направлении обширного открытого водного пространства. После рекогносцировочного обследования восточного берега Баффиновой Земли экспедиция в середине ноября вернулась в Англию.
Секретарь Адмиралтейства, всесильный Дж. Барроу, настоял на организации в следующем 1819 году новой морской экспедиции на судах «Гекла» и «Грайпер», во главе которой был поставлен Парри. Кроме нее, была послана наземная партия под руководством Дж. Франклина, который в 1818 году участвовал в неудачной экспедиции Д. Бучана к Северному полюсу. Молодым честолюбивым морякам удалось доказать в Адмиралтействе, что неудачи прошлого года были вызваны не только объективными, но и субъективными причинами, а именно, недостаточно решительным руководством. Важную поддержку оказал Дж. Барроу. Командиром «Грайпера» был лейтенант М. Лидден, в состав экспедиции Парри входили всемирно прославившиеся впоследствии Ф. Бичи, Э. Сабин и Джеймс Росс. В случае успешного решения задачи Парри надлежало зайти на Камчатку и передать материалы экспедиции представителю русского правительства для быстрейшей доставки их в Лондон.
В целом Парри оправдал возлагавшиеся на него надежды, хотя открыть проход не смог. Экспедиции удалось продвинуться далеко на запад и в значительной степени прояснить конфигурацию проливов и островов Канадского арктического архипелага. В начале августа 1819 года «Гекла» и «Грайпер» прошли пролив Ланкастер, доказав, что виденные Россом горы – мираж. Далее были открыты идущие на запад проливы Барроу и Мелвилл (назван Парри в честь первого лорда Адмиралтейства Роберта Саундерс Дундас, второго виконта Мелвилла, сейчас Вайкаунт-Мелвилл), а также меридиональные проливы Веллингтон (в честь графа, фельдмаршала Артура Веллингтона, одного из победителей Наполеона в битве при Ватерлоо) (на север) и Принс-Риджент (на юг). Были нанесены на карту протяженные участки берегов омываемых проливами земель, оказавшихся впоследствии островами. Самый западный из достигнутых островов также назвали в честь Р. Мелвилла. Парри уже считал, что Северо-Западный проход открыт, но вскоре мощные льды заставили повернуть на юг. В проливе Принс-Риджент моряки обнаружили аномальные отклонения магнитной стрелки компаса, что было вызвано близостью магнитного полюса, которого через десять лет удалось достичь Джеймсу Россу в районе западного побережья полуострова Бутия.
Встретив в проливе Принс-Риджент тяжелые льды, корабли снова повернули на север. К этому моменту пролив Барроу очистился ото льда, и, миновав пролив Веллингтон, путешественники пересекли 110° W, что дало им право на получение премии в 5000 фунтов стерлингов. Она была назначена правительством еще в 1743 году, потом отменена и восстановлена незадолго до похода Парри.
Далее льды снова преградили путь, и экспедиция была вынуждена встать на зимовку возле южного побережья острова Мелвилл. Чтобы приблизиться к берегу, морякам пришлось прорубить во льду канал протяженностью более двух миль.
Зимовка прошла вполне благополучно. Благодаря прекрасно организованному быту, питанию, санитарному состоянию потеряли всего одного человека, что по тем временам было беспрецедентным. Весной 1820 года Парри совершил двухнедельную сухопутную экспедицию, обследовав остров Мелвилл. Только в конце августа судам удалось освободиться. Сделали попытку продолжить плавание на запад, открыли остров Банкс, но за 114° путь на запад был закрыт, и Парри принял нелегкое решение возвращаться. Через шесть дней дошли до пролива Ланкастер, а 30 октября прибыли в Англию, где Парри был встречен, как победитель. В научном отношении экспедиция, известная в истории исследования Арктики как «Первая экспедиция Парри», увенчалась впечатляющим успехом. Помимо съемки побережий островов, базирующейся на надежные астрономические определения, были выполнены метеорологические наблюдения, определения силы тяжести, наблюдения над приливами и отливами, собраны богатые зоологические и ботанические коллекции. Парри произвели в коммодоры и удостоили звания почетного гражданина Англии.
После этой экспедиции Парри посчитал, что проход из Атлантического океана в Тихий будет проще найти не через острова Канадского арктического архипелага, а южнее вдоль побережья континента. Уже на следующий 1821 год он попытался реализовать этот свой план. На тех же судах («Геклой» на этот раз командовал лейтенант Г. Лейн) экспедиция в составе 118 человек покинула Англию во второй половине июня. Преодолевая тяжелые льды Гудзонова пролива, вошли в бассейн Фокс. После нескольких попыток найти проходы на запад экспедиция была вынуждена встать на зимовку вблизи южного побережья полуострова Мелвилл. В начале июля 1822 года моряки продолжили плавание, открыв в результате пролив, названный ими в честь своих славных кораблей проливом Фьюри и Гекла. С открытием этого пролива, являющегося единственным выходом из бассейна Фокса на запад, стало ясным островное положение Баффиновой Земли. Но и этот единственный выход оказался в том году непроходимым, и Парри был вынужден встать на вторую зимовку. На следующий год он предполагал отправить «Геклу» в Англию, а на «Фьюри» попытаться пройти на запад. Однако жизнь распорядилась иначе. Подорванное двумя зимовками здоровье команд кораблей вынудило Парри отказаться от этого плана. Осенью 1823 года «Вторая экспедиция Парри» вернулась в Англию.
Молодой честолюбивый талантливый моряк не оставлял своих намерений отыскать Северо-Западный проход. С ним был солидарен и его друг Франклин. На следующий год по представлению Парри Адмиралтейство организовало крупномасштабную экспедицию, состоявшую из трех отрядов, которые должны были вести исследования с разных сторон: с востока из моря Баффина Парри, с запада из Берингова пролива Ф. Бичи и с юга наземный отряд Франклина.
Первым снарядился Парри, который покинул Англию в мае 1824 года. В его распоряжении были те же корабли, только на этот раз он командовал «Геклой», а «Фьюри» Г. Гоппнер. Парри решил опробовать третий вариант Северо-Западного прохода через открытый им в первом плавании пролив Принс-Риджент. Однако осуществить задуманное ему не удалось. Из-за тяжелых льдов только 10 сентября экспедиция смогла достичь начальной точки своего похода через Канадский арктический архипелаг – пролив Принс-Риджент. Зажатые льдами корабли встали на зимовку у побережья Баффиновой Земли в самой северной части пролива. За время зимовки, которая продлилась десять месяцев, Парри обследовал большую часть восточного побережья пролива и частично западного. Летом 1825 года лед потащил корабли на север в пролив Барроу. Неоднократно они садились на мель, получая серьезные повреждения, которые, в конце концов, привели «Фьюри» в полную негодность, и его пришлось бросить. Не имея возможности двигаться на запад, Парри решил на оставшемся корабле вернуться в Англию, куда экспедиция благополучно прибыла уже 12 октября. Перед отправлением домой Парри организовал продовольственную базу на юго-восточном берегу острова Сомерсет, получившую впоследствии прозвище «Склад Фьюри». Через семь лет эта база спасла от верной гибели экспедицию Джона Росса, вынужденную остаться в Арктике на четвертую зимовку.

 

«Фьюри» и «Гекла» в проливе Принс-Риджент


«Третьей экспедицией Парри» закончились его попытки открыть Северо-Западный проход. Несмотря на неудачу, он был твердо убежден в его существовании.
После возвращения из третьей экспедиции Парри увлекся идеей достижения Северного полюса по льду. На испытанной «Гекле» весной 1827 года он отправился на Шпицберген, устроил на его северном побережье базу и 21 июня в сопровождении 27 человек с двумя санями, поставленными на стальные полозья, и запасом продовольствия на 61 день вышел к полюсу. Движение по сильно торосистому льду, испещренному многочисленными разводьями, было мучительным. Когда же выяснилось, что льды движутся на юг со скоростью 7 км в сутки, Парри понял недостижимость своей цели. 27 июля с отметки 82°45'N., которая на тот момент была рекордной, полярники повернули назад. Достижение Парри удалось перекрыть только в 1876 году А. Маркхему, достигшему в американском секторе отметки 83° 20' 26" N.
Этой экспедицией завершился арктический этап жизни Парри. Последующие годы он служил на берегу, в 1852 году получил звание контр-адмирала.
В 1855 году во время путешествия по Германии Парри тяжело заболел и вскоре скончался на курорте Эмс. Похоронен Дэвенпорт дом (бывшее госпитальное кладбище) Гринвич Королевский район Гринвич Большой Лондон, Англия.
Архипелаг в северо-западной части Канадского арктического архипелага.
Остров в архипелаге Семь островов на севере архипелага Шпицберген.
Полуостров на севере острова Элсмир в Канадском арктическом архипелаге.
Полуостров в заливе Амундсена в восточной части моря Бофорта и мыс на севере этого полуострова. Открыты и названы Дж. Ричардсоном в 1826 году.
Мыс на п-ове Хейса, западное побережье Гренландии, море Баффина.
Мыс на восточном побережье Гренландии в Гренландском море.
Мыс на северо-востоке острова Кинг-Уильям в Канадском арктическом архипелаге.
Мыс на восточном побережье залива Фокс.

Гора на северо-востоке острова Элсмир на берегу пролива Робсон.

Гора в западной части острова Лаг  на Земле Густава V, остров Северо-Восточная Земля, Шпицберген. Координаты 80°10'N 18°00'E.

Отмель восточнее полуострова Лапония на севере острова Западный Шпицберген.

Бухта на южном побережье полуострова Кент на севере Канады.
Бухта на восточном побережье полуострова Мелвилл в зал. Фокса.

Бухта (Порт Парри) на северо-восточном берегу острова Кинг-Уильям в Канадском арктическом архипелаге.

 

Вернуться на главную страничку