Радзеевский Виктор Александрович
(18.10.1910–08.09.1944)
Арктический
капитан и гидрограф, почетный полярник.
Родился в городе Чарджуй (Чарджоу). Отец его был капитаном парохода,
курсировавшего по Аму-Дарье. До двух лет мальчика воспитывал отчим, давший ему
свою фамилию, а далее воспитанием и содержанием сына занималась одна мать. В
1920-х годах вместе с больной матерью Радзеевский переехал в Севастополь. Из-за
большой нужды он в 14 лет был вынужден прекратить учебу и пошел работать в
Убекочерназ юнгой на г/с «Лоцман». Через год перевелся на г/c «Первое мая»
юнгой, матросом, электриком.
В 1928 году Радзеевский приехал в Ленинград, поступил в Морской техникум,
который окончил в 1931 году. Сначала помощником капитана, третьим, вторым и
старшим помощником он плавал на пароходе
«Сучан». На нем он участвовал в 1932
году в Северо-Восточной полярной экспедиции Наркомвода и зимовал в
Чаунской губе.
После зимовки, в 1933 году Радзеевский перевелся на пароход
«Север», вторично
зимовал в Чукотском море. В 1935 году он окончил курсы повышения квалификации
штурманов и был назначен капитаном ставшего потом знаменитым г/c «Торос»,
приписанного к ГУСМП.
В 1936 году в Колоколковой бухте Баренцева моря при возвращении с берега на
судно потерпела аварию шлюпка, в которой находились пять человек команды
«Тороса» и семь человек промерной партии. При переходе через «буруны»,
образующиеся на отмелях, шлюпку перевернуло волной. Один человек погиб сразу,
остальным удалось поставить шлюпку на киль и забраться в нее. Помощь к ним
вовремя не подошла, и люди замерзли. Капитан Радзеевский и радист Семиглазов
были арестованы и преданы суду. В процессе разбирательства выяснилось, что
радист нарушил инструкции, не сообщив капитану о выходе шлюпки и ее задержке. В
результате Радзеевский был оправдан, а радист приговорен к четырем годам
лагерей.
Капитан
«Тороса»
В.А. Радзеевский. 1937 год
(фото из архива семьи Виттенбург) |
В 1938–1939 гг. «Торос» под командованием Радзеевского зимовал в южной части
архипелага Норденшельда в Карском
море. Здесь он проявил себя не только как один из лучших ледовых капитанов, но и
как гидрограф.
В 1940 году за заслуги в освоении Северного морского пути, образцовую и
самоотверженную работу в навигации 1938–1939 гг. Радзеевский был удостоен
ордена Трудового Красного Знамени.
1940 год оказался трагическим для «Тороса». 14 сентября ненастной ночью шли
полным ходом к
острову Вилькицкого в Карском море. При прокладке курса капитан не принял во
внимание возможность оказаться впереди или в стороне от счисления и не учел
неисправность маячного огня на острове. В результате судно вышло на прибрежные
камни. Подошедший на вторые сутки ледокольный пароход
«Г. Седов» обнаружил «Торос», затопленным
вровень с забортной водой. О снятии его с мели не могло быть и речи. Сняли лишь
часть оборудования и людей. Капитан был понижен в должности до старпома.
С началом войны Радзеевский добровольцем ушел на фронт, служил на Балтийском
флоте. Он водил конвои и отдельные корабли между Кронштадтом и Лавенсари,
назначался штурманом на самые трудные и ответственные задания. Только за 1943
год Радзеевский провел 18 конвоев и 11 отдельных кораблей между Кронштадтом и
Лавенсари. Каждая проводка кораблей под непрерывным обстрелом вражеских батарей
была подвигом. За мужество и самоотверженность Радзеевский был награжден
орденом
Отечественной войны I степени.
8 сентября 1944 года дивизион тральщиков вышел на выполнение боевого задания.
Флагманский корабль, на котором находился капитан-лейтенант Радзеевский,
наскочил на мину и затонул вместе со всем экипажем.
Мыс на юго-западе острова Гогенлоэ в архипелаге
Земля Франца-Иосифа. Название предложено полярными гидрографами и утверждено Архангельским
облисполкомом в 1963 году (Решение №651).
Пролив между островами Чабак и Красин в архипелаге Норденшельда в Карском
море. Назван по предложению В.А. Троицкого в 1970 году диксонскими
гидрографами. Утверждено решением Диксонского райисполкома от 20 марта 1972
года.
|