Росс Джеймс

Росс (Ross) Джеймс
(15.04.1800–03.04.1862)


Английский военный моряк, выдающийся арктический и антарктический исследователь.
Родился в Лондоне. Росс начал службу на флоте волонтером в 12 лет на борту корабля, капитаном которого был его дядя Джон Росс, впоследствии контр-адмирал. До 1817 года в качестве гардемарина он плавал в Балтийском и Белом морях, в Ламанше, около западного побережья Шотландии.
В 1818 году Росс участвовал в первой после почти двухвекового перерыва английской экспедиции в американскую Арктику. Инициатива возобновления плаваний принадлежала секретарю английского Адмиралтейства Дж. Барроу, который всегда умел добиваться поставленных целей, используя для этого любые средства. Эту экспедицию возглавлял Джон Росс, а одним из двух кораблей командовал У. Парри. Суда экспедиции «Изабелла» и «Александр» достигли моря Баффина и прошли в его северную часть, уточнив и исправив карту, составленную ранее У. Баффином:
отнесли  линию гренландского берега почти на 10° западнее и на 200 км севернее, выявили залив Мелвилл.

Северо-западный выход из моря, прол. Джонс, был забит льдами, и корабли направились в тогда еще неизвестный пролив Ланкастер. Начальнику экспедиции привиделись высокие горы, и этот мираж заставил его повернуть обратно: он посчитал пролив заливом. Экспедиция провела ценные научные наблюдения, однако географические результаты ее оказались недостаточными - проход в Тихий океан найден не был.
В последующие годы Росс участвовал в трех арктических экспедициях под командованием У. Парри.
В 1819 году корабли Парри «Гекла» и «Грайпер» прошли в пролив Ланкастер, убедились, что горы – мираж, открыли примыкающие к нему проливы и ряд омываемых их водами земель. Экспедиция зазимовала на острове Мелвилл, на следующий год пройти далее на запад не смогла и в октябре 1820 года вернулась в Англию.
В 1824–1825 гг. Росс второй раз участвовал в экспедиции под командованием Парри. На судах «Гекла» и Фьюри» обследовали пролив Принс-Риджент, где были вынуждены встать на десятимесячную зимовку. Весной оказалось, что «Фьюри», на котором был Росс, пришло в негодность, и его пришлось бросить.
В 1827 году Росс уже в качестве командира «Геклы» еще раз участвовал в экспедиции Парри, которая пыталась по льду достичь Северного полюса со стороны Шпицбергена.
По возвращении Росс недолго оставался в Англии и уже в 1829 году принял участие в продолжавшейся четыре года экспедиции своего дяди Джона Росса.
Джона Росса тяготила неудача 1818 года, когда он принял мираж за горную цепь и посчитал пролив Ланкастер заливом. Росс-старший задумал новую экспедицию, но Адмиралтейство его не поддерживало. Тогда он ассигновал 3000 фунтов стерлингов и дополнительно воспользовался помощью богатого купца-мецената Феликса Бутия, который ассигновал 17000 фунтов стерлингов. В благодарность Джон Росс увековечил имя мецената, назвав в его честь большой полуостров и залив.
В 1829 году выступили на колесном пароходе «Виктория» и через пролив Ланкастер достигли пролива Принс-Риджент, в котором в 1824–1825 гг. зимовал Парри. Им удалось пройти на юг дальше Парри и открыть неизвестный полуостров (Бутия). Здесь встали на первую зимовку, за которой пошла вторая, так как освободиться ото льда не удавалось. За это время Джеймс Росс подробно исследовал полуостров Бутия. Во время одной из поездок он пересек пролив, омывающий полуостров с запада (впоследствии назван его именем) и открыл землю, которую принял за полуостров. На самом деле это был остров Кинг-Уильям, ставший через 15 лет ареной трагедии экспедиции Дж. Франклина. Открытия Россов во многом прояснили конфигурацию арктических берегов Северной Америки. На юго-западном берегу полуострова Бутия Джеймс Росс открыл Северный магнитный полюс и поднял там британский флаг.
И третью зиму судно провело практически в том же месте. Командир принял решение бросить судно и направиться по льду к проливу Ланкастер. Четвертую зимовку провели на юго-восточном берегу острова Сомерсет в том месте, где Парри бросил в 1824 году «Фьюри» и оставил там склад с большим запасом продовольствия и снаряжения. Это и спасло экспедицию Росса.
Летом 1833 года многострадальные путешественники достигли по льду пролива Барроу, пересели в притащенные с собой лодки и двинулись к проливу Ланкастер, у входа в который случайно встретили судно «Изабелла». Эта встреча из разряда встреч Ф. Нансена с Ф. Джексоном или В. Альбанова и А. Конрада с экспедицией Г. Седова на «Св. Фоке». «Изабелла» было именно тем судном, которым Джон Росс командовал во время своей неудачной экспедиции 1818–1819 гг. Джон Росс не сразу был признан командой родного судна – его считали погибшим еще два года назад, и «Изабелла» была послана на поиски пропавшей экспедиции. Из уст команды путешественники услышали самые невероятные сведения об обстоятельствах и месте их гибели.
По прибытии на родину оба Росса удостоились больших почестей и признания их заслуг.
В течение 1835–1838 гг. капитан Джеймс Росс занимался поисками китобоев во льдах моря Баффина, магнитными съемками Великобритании и Ирландии, выполненными по заданию Адмиралтейства.
В 1839 году Росс возглавил экспедицию на судах «Эребус» и «Террор», которой предназначалось провести магнитные исследования и географические открытия в антарктических морях. Командиром «Террора» был Ф.Р.М. Крозье. Экспедиции удалось обнаружить обширный континент, располагающийся за ледяным барьером высотой в 150 футов, и достигнуть 78°10'S.  В точке 77°32'S и 167° E среди вечных льдов и снегов они обнаружили активный вулкан высотой 12400 футов, которому дали имя «Гора Эребус», а территории, на которой он находится, – Земля Виктории. Экспедиция провела обширные зоологические, ботанические, геологические и метеорологические исследования, а также наблюдения по земному магнетизму и возвратилась в Англию в сентябре 1843 года. Доказательством ее великолепной организации служит то, что за четыре года только три человека погибли от несчастных случаев и один от болезни.
Вскоре после возвращения Росс получил дворянство, а во Франции был представлен к ордену Почетного легиона. В 1847 году была опубликована его книга об экспедиции в Антарктиду.
В 1848 году начались поиски пропавшей экспедиции Дж. Франклина, отправившейся в Арктику в 1845 году на тех же самых знаменитых судах «Эребус» и «Террор». Ни в Адмиралтействе, ни среди полярников не было единства во мнении относительно того, где искать корабли Франклина. Большинство утверждало, что Франклин будет строго придерживаться инструкции Адмиралтейства, предписывавшей в качестве основного маршрута проливы Ланкастер, Барроу, Мелвилл и далее на юго-запад, а запасного – движение через пролbd Веллингтон на север, где по существовавшим тогда представлениям могло быть свободное ото льда море. Другие, и в частности старый Джон Росс, утверждали возможность отклонения от этого маршрута в силу каких-либо обстоятельств. Доктор Кинг, участник экспедиции Дж. Бака 1833 года к устью Большой Рыбной реки, подал в Адмиралтейство проект спасательной экспедиции туда же, по сути с абсолютной точностью угадав место трагедии. Поддержал его только Ф. Бичи, считавший полезным направить бот вниз по этой реке. Но Адмиралтейство не удостоило Кинга ответом. Джеймс Росс высказал авторитетное мнение, что Франклин ни при каких обстоятельствах не отправится к устью Большой Рыбной, а пойдет скорее к устью Маккензи.
Адмиралтейство приняло решение направить три поисковые экспедиции. Морская партия коммодора Мура и капитана Г. Келлетта должна была идти из Берингова пролива, наземная Дж. Ричардсона – с юга к устью Маккензи, а морская Росса – из моря Баффина через пролив Ланкастер. Это решение, как потом стало ясно, определило судьбу людей Франклина. Если бы в 1848 году Кинг пошел вниз по Большой Рыбной, он мог бы встретить медленно тащившихся на юг, измученных голодом и холодом людей с «Террора» и «Эребуса». Хоть кто-нибудь был бы спасен, и мы имели бы очевидцев всего происшедшего. Однако произошло то, что произошло.
Росс отправился на двух судах «Предприятие (Enterprise)» и «Исследователь (Investigator)», с ним были прославившиеся позднее именно благодаря поискам Франклина Р. Мак-Клур и Ф. Мак-Клинток. «Предприятие» и «Исследователь» были судами того же класса и качества, что «Эребус» и «Террор», но заметно крупнее. Они сыграли выдающуюся роль во Франклиновских экспедициях.
Инструкция, данная Россу Адмиралтейством, предписывала обследование обширнейшей области. Они должны были пройти через проливы Ланкастер и Барроу до пролива Веллингтон, обследовать его и разделиться. Одно судно должно было пойти к острову Мелвилл и далее до острова Банкс, достигнув их, создать несколько поисковых отрядов, обследовать остров Виктория и достигнуть устья Маккензи. Второму судну предназначалось пойти на юг и встать на зимовку в месте, откуда на санях можно добраться до полуострова Бутия. На экспедицию Росса возлагались огромные надежды.
Вышли из Англии 12 июня 1848 года и через месяц достигли самой северной датской колонии в Гренландии Упернивика. Переход к западному побережью моря Баффина был очень труден. В проливе Ланкастер вошли лишь в конце августа, на месяц позднее Франклина. Пролив Барроу был забит льдом, поэтому встали на зимовку около северо-восточной оконечности острова Сомерсет в месте, где сходятся проливы Барроу (запад), Ланкастер (восток), Веллингтон (север) и Принс-Риджент (юг). Как потом выяснилось, от их зимовки до места первой зимовки Франклина было не более 100 миль на северо-запад.
Полярники построили зимний дом и с наступлением светлого времени совершали поисковые санные поездки. Росс придумывал разнообразнейшие, нестандартные способы оповещения о своем местонахождении и поисках. Он отпускал пойманных песцов, снабдив их медными табличками с текстом, писал огромными буквами на скалах, везде оставлял доски с надписями, бросал в море цилиндры с записками. Санными маршрутами вдоль и поперек безуспешно обследовали остров Сомерсет. На месте своей зимовки на всякий случай оставили годовой запас продовольствия, снаряжения и топлива.
Освободиться ото льдов удалось лишь в самом конце августа. Четыре дня пересекали пролив Ланкастер, пытаясь войти в пролив Веллингтон: они, как потом выяснилось, находились в непосредственной близости от одной из целей своих поисков. Сильный мороз сковал корабли, и ледяные поля вынесли их в море Баффина. Там удалось освободиться, но идти в пролив Ланкастер было уже поздно. Из двух вариантов: зимовка в море Баффина или возвращение домой, Росс, учитывая плохое состояние экипажа, выбрал последний.
Ясно, что неудача была определена исключительно тяжелыми ледовыми условиями в 1848–1849 гг. Тем не менее, в Англии полярники стали мишенью для нападок и обвинений. Положение усугубилось тем, что возвращение Росса почти совпало с отправкой к нему вспомогательного судна с указанием ни в коем случае не прекращать поиски вплоть до 1850 года. Вспомогательное судно, не найдя Росса, зазимовало в море Баффина.
Неудача была полная – дорогостоящая экспедиция, как считали современники, закончилась ничем.
Джеймс Росс сделал очень много для изучения полярных областей Земли и за свои заслуги был отмечен многочисленными почестями. Он был членом целого ряда научных обществ, имел почетную степень в Оксфордском университете, получил золотые медали Лондонского и Парижского географических обществ. В 1856 году ему присвоили звание контр-адмирала.
Неудача поисковой экспедиции тяжело отразилась на моральном и физическом состоянии Росса. Он больше не участвовал в арктических походах.
В 1857 году умерла его жена.
Умер в Эйлсбери, графство Бакингемшир. Похоронен вместе с женой на местном кладбище в аббатстве Эстон прихода  Эйлсбери Vale. В садах аббатства есть озеро с двумя островами, названными в честь судов
"Террор" и "Эребус".

Островок севернее острова Северо-Восточная Земля, Шпицберген. Координаты 80°49.5'N   20°20.5'E.

Мыс (Джеймс-Росс) на юго-западе острова Мелвилл в Канадском арктическом архипелаге.
Мыс на юго-востоке острова Кинг-Уильям в Канадском арктическом архипелаге.

Бухта на северо-восточном побережье острова Элсмир в Канадском арктическом архипелаге и впадающая в нее река.
Пролив между островом  Кинг-Уильям и полуостровом Бутия в Канадском арктическом архипелаге.

 

Вернуться на главную страничку