Скотт-Гансен (Scott-Hansen) Сигурд
(24.07.1868–1937)
Норвежский
моряк, старший офицер и первый штурман судна
Ф. Нансена
«Фрам».
Родился в Христиании (Осло) в семье судового священника. Окончил морское военное
училище в Хортене. В 1889 году он получил первый офицерский чин, а в 1892 – чин
старшего лейтенанта.
На «Фраме» помимо своих основных обязанностей, Скотт-Гансен занимался
метеорологическими, астрономическими и магнитными наблюдениями. Прекрасный
характер и высокие профессиональные качества сделали его любимцем всех
участников экспедиции. После ухода Нансена и
Иогансена в санный поход к Северному полюсу стал помощником командира
корабля —
Отто Свердрупа. За участие в экспедиции награжден серебряной медалью
Королевского географического общества Великобритании.
В 1898 г. удостоен капитанского звания, а в 1910 г. — звания командор-капитана.
После экспедиции продолжал военную службу на флоте. В 1902 году Скотт-Гансен
командовал флагманским кораблем военно-морского флота Норвегии «Хеймдал»,
который встретил «Фрам» после экспедиции О. Свердрупа в Арктическую Канаду и
отбуксировал его в столицу.
Как и все европейские полярники, Скотт-Гансен много внимания уделял проблеме
торговых сношений с Сибирью Северным морским путем. Он изучил историю плаваний
этим путем, был на Енисее, спускался вниз до Туруханска, ознакомился с грузами,
имеющими значение для экспорта и импорта, собрал подробные сведения о фрахтах по
рекам и железной дороге. На основании всей этой обширной информации он пришел к
выводу о коммерческой целесообразности, выгодности использования Северного
морского пути. Скотт-Гансен считал, что морские суда с осадкой 15 футов и даже
более могут входить в устье Енисея и подниматься до Туруханска и Нижней
Тунгуски. Далее речные суда могут доставлять грузы до Красноярска, до железной
дороги. Он полагал возможным увеличить срок навигации до трех месяцев.
В 1910 году Скотт-Гансен выступал с освещением своих взглядов на эту проблему в
Петербурге перед группой сибиряков – депутатов Государственной думы. В
выступлении он коснулся причин, препятствующих развитию северного морского
судоходства: высокие страховки, отсутствие оборудованных перегрузочных пунктов и
складов, малочисленность предпринимателей.
В 1933 году вышел в отставку. В 1936 году капитан 2 ранга в отставке
Скотт-Гансен участвовал в церемонии открытия музея «Фрама» в качестве
представителя первой экспедиции на этом прославленном судне.
Умер в Осло.
Острова Скотт-Гансена
(фото Е.А. Гусева) |
Острова в Карском море в районе полуострова Михайлова. Открыты в 1740 году
штурманами
Ф. Мининым и
Д. Стерлеговым. Названы в
1893 году Ф. Нансеном.
Мыс на острове Нансена в Карском море. Назван Русской Полярной
экспедицией в 1901 году.
Гора на восточном берегу Смеренбург-фьорда, Земля Альберта
I.
Координаты 79°40'N
11°00'E. |