Смирницкий Яков Константинович
(1907–28.10.1940)
Советский
арктический гидрограф,
почетный полярник.
Родился в Петербурге в семье преподавателя-естественника. До 1915 года жил то в
городе, то в деревне Пески бывшего Лужского уезда.
В 1924 году окончил 159-ю советскую трудовую школу и поступил в Военно-морское
гидрографическое училище. По окончании училища Смирницкий со званием «гидрограф»
поступил на работу в Отдельный гидрографический отряд Убекобалта, в 1932 году
возглавил отдельную гидрографическую партию. В том же году его откомандировали
на гидрографический факультет Военно-Морской Академии имени Ворошилова, но защитить дипломную работу
не сумел, так как был демобилизован по статье 674 «е» приказа РВС СССР №225 от
1928 года. Это оказалось связанным с тем, что его отец в период 1912–1915 гг.
был служителем религиозного культа.
После демобилизации Смирницкий стал сотрудником ГУ ГУСМП, в качестве начальника
Отдельной гидрографической партии работал на
севере Новой Земли, затем
начальником отряда в
проливах Дмитрия Лаптева и Санникова в море Лаптевых. Он освоил все виды
гидрографических работ: промерные, астрономические и магнитометрические,
гидрологические, геодезическую и аэрофотосъемку.
С мая 1938 года Смирницкий был назначен начальником гидрографического отдела ГУ,
а с 22 апреля 1940 года заместителем начальника ГУ
Г.Н. Боровикова по
научной работе.
В 1939 году Смирницкий возглавлял гидрографическую экспедицию на ледокольном пароходе
«Малыгин»,
который совершил сквозное плавание Северным морским путем с запада на восток. На
следующий год подобные работы были продолжены в
Чукотском и Восточно-Сибирском
морях. Завершив их и забрав смену зимовщиков с
острова Генриетты в архипелаге
Де-Лонга, «Малыгин» прибыл в бухту Провидения, откуда 23 октября направился
во Владивосток, имея на борту 85 человек, в том числе 12 женщин.
Через четыре дня радиостанция в Петропавловске и находящиеся в регионе суда
получили сигнал бедствия с «Малыгина». У восточного побережья Камчатки ураганным
ветром сорвало палубную горловину бункера. В кочегарку попало много воды, пар в
судовых котлах «сел», терялось управление, крен достиг 20 градусов. В последних
радиограммах капитан судна
Бердников сообщал, что вода прибывает, ломаются переборки, рушатся
надстройки, якоря не достают дна, все спасательные средства уничтожены ураганом.
Положение безнадежное. Около 2 часов ночи 28 октября «Малыгин» резко лег на борт
и затонул.
В течение 43 дней продолжались поисковые работы. На берег были выброшены остатки
надстроек и разбитая шлюпка. Одним из немногих предметов, найденных на месте
гибели судна, был портфель Смирницкого с деньгами и документами экспедиции,
который он предусмотрительно набил пробкой и тщательно увязал. Удивительная
самоотверженность. Даже в минуту смертельной опасности он думал о сохранении
хотя бы части ценностей вверенной ему экспедиции. Никого из членов экспедиции и команды «Малыгина» спасти не
удалось.
Бухта (Якова Смирницкого) на юго-востоке острова Котельный архипелага
Новосибирские острова. Название дано в 1942 году при камеральной обработке
материалов топосъемки 1940 года экспедиции на ледокольном пароходе «Малыгин».
|