Сергеев Михаил Михайлович
(03(16).12.1891–1977
*)


Военный моряк и летчик.
Родился в селе Сретенском Котельнического уезда Вятской губернии в многодетной семье приходского священника. В 1910 году с серебряной медалью окончил Вятскую гимназию, а в 1913 году – Морской кадетский корпус. Находясь на практике в Севастополе, Сергеев увидел тренировки морских летчиков и заболел авиацией. В том же 1913 году он поступил в школу морских летчиков в Петербурге, Небо пленило его, и в 1916 году он поступил в школу морских лётчиков, располагавшуюся на Гутуевом острове Петрограда, где учили летать на гидросамолетах М-2. Сергеев окончил ее через три года и был направлен на Черное море в дивизион корабельной авиации. Один из боевых вылетов лейтенанта Сергеева и его бортмеханика унтер-офицера Тура вошел в историю авиации как захват самолетом морского судна. Этот бой был описан в газете «Русское слово» от 22 марта 1917 года и назван «абордажем с неба». Увлекшись бомбометанием, Сергеев снизился до высоты 400–500 м и попал под обстрел. Самолет был поврежден, пришлось идти на вынужденную посадку. Невдалеке увидели турецкую парусную шхуну и пошли на нее в атаку. После пулеметной очереди команда покинула судно на шлюпке. Летчики подрулили к судну, забрали с него пулемет, винтовку, компас, фотоаппарат и другие ценные вещи и под парусами пошли в Севастополь. Очень кстати оказались навыки, полученные Сергеевым в морском корпусе. За этот подвиг командующий Черноморским флотом вице-адмирал А.В. Колчак наградил его именным золотым оружием.
Через несколько дней в неравном бою с тремя немецкими самолетами Сергеев был ранен, сбит и попал в плен, из которого вернулся лишь в декабре 1918 года. Его боевые заслуги в Первой мировой войне отмечены орденами Св.Станислава с мечом и бантами и Св.Георгия 4 степени.

Сергеев вступил в Красную Армию и последовательно занимал ряд командных должностей на Восточном, Юго-Западном и Южном фронтах. В 1921 году Сергеева назначили начальником воздушного флота Черного и Азовского морей. В последующие годы он занимал должности заместителя начальника ВВС РККА, преподавал в Военно-воздушной академии имени Жуковского. Его ожидала блестящая научная карьера, но он неожиданно для всех уехал в экспедицию на Север.

В период  период 1933 – 1934 гг. Сергеев по представлению О.Ю. Шмидта являлся заместителем начальника научно-исследовательской Западно-Таймырской экспедиции по морской части ГУ СМП на экспедиционном судне «Белуха», которую возглавлял начальник сектора авиаизысканий Управления воздушной службы Главного управления Северного морского пути И.А. Ландин. До начала планомерных гидрографических работ территория Большого Арктического заповедника изучалась крупными комплексными экспедициями, среди которых особенно плодотворными были плавания на шхуне «Белуха», бывшей «Hobby», капитаном которой был А.К. Бурке, купивший это судно в Норвегии в 1932 году для акционерного общества «Комсеверпути» . Главной задачей Западно - Таймырской экспедиции был поиск мест возможного строительства арктических аэродромов для обеспечения полетов полярной авиации . Выйдя из Архангельска на шхуне «Белуха», участники экспедиции обследовали острова, в том числе Уединения и Крузенштерна , дошли до пролива Фрама, архипелага островов Известий ЦИК, проделали ряд важных научных работ. О походе Западно - Таймырской экспедиции был снят документальный кинофильм. На обратном пути в Архангельск «Белуха» напоролась на льдину, получила пробоину и затонула. Членов экспедиции спас пароход «Аркос». 

 

 

 

В последующие годы Сергеев работал инженером по авиационному вооружению в группе Л. В. Курчевского, разрабатывавшей динамо - реактивные пушки (ДРП), инженером на артиллерийском заводе в Подлипках (ныне г. Королев).
С началом Великой Отечественной войны он подал рапорт на имя Наркома ВМФ СССР и был отправлен на фронт. Как специалиста высокого класса его назначили инспектором артиллерии Волжской военной флотилии, где он встретился с сыном, Константином, окончившим Высшее Военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского. В Сталинграде отец и сын пробыли с первого до последнего дня его героической обороны.
После Сталинградской битвы Сергеев, будучи районным инженером управления, занимался вопросами применения авиационного вооружения, был награжден орденом Красной Звезды, медалями  «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «За победу над Японией» и «За трудовое отличие». Закончил войну в звании подполковника.
После войны он продолжил преподавательскую деятельность и лишь в 1963 году вышел на пенсию.
Умер в Москве и похоронен на Ваганьковском кладбище

*Внук М.М. Сергеева А.К. Сергеев считает, что надпись на надгробном камне ошибочна. Дед умер в 1974 году, похоронен 4 августа.  Надо разбираться.

 

 

 

 

 

Остров Пологий-Сергеева

(фото Е.А. Гусева)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Остров (Пологий-Сергеева) в архипелаге Известий ЦИК. Представляет собой два острова, соединенных узким перешейком. Западно-Енисейская экспедиция на шхуне «Белуха» назвала один из них остров Сергеева, а второй остров Гронского – работника НКВД. В 1938 году второй остров переименован в Пологий. Позднее стали использовать объединенное название.

Бухта на западе острова Пологий-Сергеева в архипелаге  Известий ЦИК в Карском море. Название утверждено решением Диксонского райисполкома от 1 марта 1965 года

 

Вернуться на главную страничку