Астафьев Владимир
Петрович
(02.07.1860 - 23.10.1890)
Поручик корпуса
флотских штурманов.
Родился в
Новгороде, из мещан.
Военную службу начал в 1874 году воспитанником. Окончил
штурманское училище и в последующие годы
плавал на крейсере «Европа» (1880-1881),
служил в Кронштадтской морской обсерватории (1885-1886),
занимался гидрографическими исследованиями в порту и гавани
Кронштадта (1887),
выполнял гидрографические работы на шхуне «Бакан» у западного
побережья Новой Земли (1889).
В 1886 году произведен в поручики Корпуса флотских штурманов. В 1890 году опубликовал в журнале
«Записки
по гидрографии»
заметки по лоции губы Грибовая.
Похоронен
в Сингапуре.
Вот выдержка из
воспоминаний одного из участников кругосветного плавания учебного
парусника «Крузенштерн»,
состоявшегося в 2007 году:
«В
Сингапуре нам довелось побывать на могиле поручика Астафьева. В
форте Каннинг есть парк, а в нем – под сенью высоких кокосовых пальм
– небольшое кладбище. Среди десятка иностранных могил хорошо заметен
каменный, увитый виноградным мраморным листом православный крест.
Под ним и покоится прах русского моряка-исследователя.
Его краткую биографию мы прочитали накануне вечером. А в тот момент,
когда мы находились на этом ухоженном вечнозеленом погосте,
подумалось: «Как же далеко от родных берегов обрел вечный покой наш
соотечественник... Мыс, названный его именем, находится далеко на
севере – на холодной, заснеженной и заледеневшей Новой Земле, а
последнее пристанище он обрел почти на экваторе. У него была
короткая жизнь. Всего тридцать лет. Но эта жизнь была служением
Отечеству. А смерть место и время не выбирает.
Некоторое время мы постояли у могилы поручика Астафьева, поклонились
его праху и отправились в путь-дорогу».
А вот из воспоминаний Юрия Центаловича о плавании
на «Ю.М. Шокальском»,
заходе в Сингапур и прогулке в парк форта Каннинг:
Осторожно идем и видим старинное христианское кладбище.«Мужики
смотрите крест!» «Никак православный?» Все
поспешили к нему. Возленежных мимоз и тенистых фикусов, среди
застывших обелисков высится красивый, белого
мрамора крест обвитый виноградной лозой, надпись на нем русскими
буквами гласит - «Корпуса флотских штурманов поручик Владимир
Астафьев.».
На обратной стороне креста краткая надпись на английском языке
сообщала, что родился он в 1860 г. а умер 23
октября 1890 г. Эта встреча взволновала нас,
проявила причастность к судьбе нашего земляка русского парня,
морского офицера, к тому трагическому событию, произошедшему так
далеко от Родины, от дома. «Кто он, почему не
знаем?.......
..... Вернувшись домой во Владивосток
после рейса я занялся поиском материалов о поручике Владимире
Астафьеве. Работал в библиотеках и архивах города, в музее
краснознаменного тихоокеанского флота, всюду
сотрудники этих учреждений с вниманием относились к моим поискам,
помогали.
Написал письма запросы в Центральный музей и Госархив Военно -
Морского флота, в госархив города Гатчины.
Мне пришли письма ответы.
Из материалов выяснилось что Астафьев Владимир Петрович родился 2
июля 1860 года. Военно - Морскую службу начал в
1874 году воспитанником. В апреле 1881
года был произведен в офицеры в чины прапорщика. В 1884
году окончил географическое отделение
Николаевской морской академии. В 1886 году был
произведен в поручики. В это же время В. Астафьев исполняет
обязанности младшего помощника астронома Морской Астрономической и
компасной обсерватории Кронштадского порта, плавает в Балтийском
море.
В 1887 году занимается работой требующей
большой точности, гидрографической съемкой
порта и гавани Кронштадта. Его влекла работа гидрографа.
В 1889 году организовывается экспедиция в
Баренцево море к западным берегам Новой Земли на судне «Бакан».
В условиях севера, качки, делались промеры создавался чертеж берегов
еще не изученного берега. Экспедиция прошла успешно. Именем
производителя работ - Астафьева был назван
один из мысов острова Новая Земля. Сухи цифры хроник, дат,
как замечательно, что они есть.
В июне 1890 г. В.Астафьева назначили старшим штурманом на
флагманский крейсер I ранга «Адмирал Нахимов»,
входивший в состав Тихоокеанской эскадры. В этот период происходит
интенсивное исследование русскими мореходами дальневосточных морей и
побережья. Бурными темпами, строится город-порт
Владивосток: улицы его освещаются электричеством, открывается
мореходная школа, музей, решено построить сухой док. Вот что писала
газета «Владивосток» 28 октября 1890 году «Всякий побывавший хотя бы
короткое время у наших берегов на востоке поймет, какое имеет
громадное значение постройка дока для
государства вообще и для здешней окраины в особенности. Мы здесь
должны стоять твердой ногой, здесь наши ворота».
За одну только навигацию 1890 году порт посетило более 100 русских и
иностранных судов. Русские корабли посещают порты Японии, Кореи; в
Сингапуре создается Русское Консульство. Плавания крейсера «Адмирал
Нахимов» предусматривали установление дальнейших контактов с одними
государствами. Кроме того в 1890 году готовилось большое путешествие
членов царской семьи на восток: в Египет, Индию, Цейлон, Таиланд,
Сингапур и Японию. К Эскадре Цесаревича,
состоявшей из трех фрегатов «Память Азова», «Владимир Мономах» и
«Адмирал Корнилов», должен был присоединиться
крейсер «Адмирал Нахимов» в восточной части курса эскадры. На
Владимира Астафьева, как опытного гидрографа
и навигатора, возлагалось обеспечение
безопасности плавания эскадры. На зафрахтованном английском судне
В. Астафьев направился к месту службы, далее следы о нем потерялись.
В газете «Владивосток» регулярно печатались сообщения о крейсере
«Адмирал Нахимов» и его команде, особенно о вновь прибывающих
офицерах. С 6 мая по 14 августа 1890 году крейсер находился на учениях
в Японском море, после чего ошвартовался на рейде порта Владивосток,
но в списках вновь назначенных в экипаж офицеров В.
Астафьев не
значится. 14 августа крейсер во главе отряда кораблей ушел в
плавание к берегам Камчатки. Вернувшись 21 сентября» во Владивосток,
крейсер готовится к походу в Японию, бункеруется, - грузится уголь с
барж и через несколько дней выбирает якоря. В списках экипажа
В. Астафьев по прежнему не значится. В приказе 538 по морскому
ведомству, подписанному 1 декабря 1890 году,
в Гатчине (выписку мне прислали из Госархива) написано - «исключить
из списков личного состава крейсера «Адмирал Нахимов» корпуса
флотских штурманов поручика Астафьева В.П. как умершего».
Астафьев не прибыл к новому месту службы, так что же случилось с ним
по пути во Владивосток. Что делать, где еще искать информацию об
В. Астафьеве? Близится конец года, на нашем судне «Ю.М.Шокальский»
завершились ремонтные работы, предстоял очередной рейс в Южные моря,
планировался заход в порт Синплур. У меня сразу созрела мысль - при
стоянке в Сингапуре найти архив или солидную библиотеку и поискать
газету за 1890 году,
печатающую хроники, извещения и т.п. Так и произошло.
В последний день стоянки в Сингапуре во второй его половине нашей
группе выдалась возможность не надолго зайти в библиотеку с
читальным залом, архивом, при школе в районе того же Грин-Хила
- зеленного холма, неподалеку от стен
старого кладбища.
Работницы читального зала поняли, чего мы
хотим, и принесли из хранилища толстый рулон
пленки с содержанием страниц газеты «Стрейтс Тайме» за 1890 год.
«Сердце мое учащенно забилось!
Зарядили пленку в фильмоскоп, включили свет,
смотрите, читайте. «Изготовление копии
нужного вам текста быстро и недорого». - прощебетала симпатичная
малаечка.
Медленно передвигая пленку, смотрим на
страницы газеты с текстом о давно минувших событиях. Дело шло
медленно, да еще с нашим нетвердым английским. Проходит час,
полтора, а работы еще столько же. Время
окончания увольнения на берег неумолимо приближается к концу. Мои
спутники нервничают. Катера у пирса явно
давно уже ждут, а нам еще нужно немало пройти по запутанным
оживленным улицам.
Какая досада, успокаиваю себя тем,
что может быть в этой газете нужного и нет. Через несколько месяцев,
вернувшись домой, я написал письмо о моих
поисках и похождениях в Москву в журнал «Вокруг Света»,
надеясь на помощь его многочисленных возможностей, корреспондентов.
Прошло время, и в журнале № 11 за 1975 год я прочел - поручик
Астафьев В.П. направлялся на зафрахтованном английском судне на
Тихоокеанскую эскадру по месту службы, однако в пути он заболел
тропической лихорадкой и был списан на берег в Сингапуре. После двух
месяцев, проведенных в госпитале,
Астафьев умер и был там похоронен.
.... В номере Сингапурской газеты
«Стрейтс Тайме» от 24 октября 1890 года в разделе хроники среди
сообщений о движении почтовых судов из Сингапура в Европу, условиях
помещения рекламы и т.д. нашел
сообщение о похоронах Владимира Астафьева. Хоронили русского моряка
со всеми морскими почестями. Гроб был драпирован в цвета Российского
флага. В церемонии приняли участие консул, экипаж английского
крейсера «Порпоиз», офицеры и оркестр 58-го
английского пехотного полка и другие офицеры армии и флота. В
Московских архивах сохранились документы генерального консула в
Сингапуре А.М. Выводцева, в одном из них он подробно описывает как
выглядит памятник - крест из Каррарского
мрамора, по его же инициативе на флоте была
открыта подписка на сооружение памятника русскому моряку. Ученый
океанограф Юлий Михайлович
Шокальский,
чье имя носит наше научно - исследовательское
судно писал: «Русские должны знать и помнить, что сделано славного
предшествующими поколениями, гордится
этим...»
В последующий заход в порт Сингапур судна «Ю.М.Шокальский» члены
экипажа возложили цветы к подножию памятника
В. Астафьеву рядом с цветами наших
соотечественников, тоже побывавших здесь.
Мыс на южном берегу губы Грибовая
на западном побережье южного острова Новой Земли. Назвали в 1889
году офицеры шхуны «Бакан». |