Черепков Иосиф Денисович
(1912–1942)
Советский
полярный летчик.
Родился в деревне Лучице Осиповичского района Белоруссии в семье плотника,
строившего дома. С 14 лет пошел чернорабочим на железную дорогу.
В 1929 году Черепков по совету друзей, учившихся в Московской военной школе
ВЦИК, приехал в Москву, но по возрасту поступить в школу не смог и остался в ней
вольнонаемным. Работал посыльным, регистрировал секретную почту, которую
доверяли ему как комсомольцу, свободное время проводил на летном поле, следя за
полетами летчиков-испытателей. Став свидетелем аварии самолета
М.М. Громова,
чудом спасшегося на парашюте, Черепков не только не отказался от стремления
стать летчиком, но еще более укрепился в своем намерении.
В 1930 году на мандатной комиссии по приему в школу Черепков впервые встретился
с П.Г. Головиным, который
тоже поступал в школу, хотя и был к тому времени всемирно известным планеристом.
Они подружились, и Головин, как более старший, взял его под свою опеку.
Окончив школу в апреле 1931 года, Черепков получил направление в
сельскохозяйственную авиацию и улетел в Тифлис. Здесь он травил мышьяком
вредителей сельского хозяйства, сеял с самолета рис. Через год его перевели на
Северный Урал, где он разведывал лесные пожары, проводил таксацию лесов. Работа
в сельскохозяйственной авиации оказалась для Черепкова великолепной школой
летного мастерства.
После трех лет работы Черепкова призвали в армию и направили на Дальний Восток,
где он летал сначала на самолете «Р-5», а затем вторым и первым пилотом в
бомбардировочной эскадрилье.
Прослужив в армии на полтора года сверх срока, Черепков демобилизовался и
приехал в Москву уже опытнейшим пилотом. В это время чествовали летчиков,
высадивших на Северном полюсе первую дрейфующую станцию. Среди них Черепков
узнал и своего друга Головина. Они тепло встретились, и Головин предложил
молодому пилоту перейти в полярную авиацию.
Начались суровые трудовые будни. Черепков стал линейным летчиком на Обской
авиалинии, возил пассажиров и грузы по маршруту Тюмень – Обдорск. После передачи
Обской линии аэрофлоту Черепкова перевели в московскую группу, в составе которой
и летом и зимой он перегонял самолеты из Москвы в Якутск. Через некоторое время
он стал работать в Якутске постоянно. За три с половиной года работы в Якутске
Черепков выполнял полеты в различные районы Сибири, налетав в общей сложности
свыше 300 тысяч километров и проведя в воздухе 2000 часов.
В военные годы Черепков продолжал служить в полярной авиации, обслуживал нужды
Северного морского пути. В августе 1942 года он вылетел на ледовую разведку и на
базу не вернулся. Пропал без вести. Арктика умеет хранить тайну. На этом же
самолете был гидролог Арктического научно-исследовательского института Иван Гаврилович
Овчинников.
Мыс на севере острова Джексона архипелага Земля Франца-Иосифа. Назван советскими картографами в
1950-е годы.
|