Хмызников Павел Константинович
(22.02.1896–сентябрь 1943)
Известный
советский гидрограф.
Родился в Петербурге в семье популярной в те годы детской писательницы Клавдии
Лукашевич и управляющего Петербургской конторой Алапаевских горных заводов
надворного советника Константина Васильевича Хмызникова.
Мальчик с детства мечтал о море и не видел для себя иной судьбы, кроме службы на
флоте. Однако в приеме в Морской корпус ему было отказано по формальной причине
– отсутствие дворянского происхождения. Для него это являлось жизненной
трагедией, он с горя заперся в своей комнате и объявил голодовку. Мать была
вынуждена обратиться с персональной просьбой к морскому министру, и мальчика в
порядке исключения, из уважения к авторитету матери в корпус приняли.
После окончания учебы в 1915 году Хмызников в звании мичмана получил назначение
вахтенным начальником на крейсер «Россия». Спокойная по понятиям военного
времени должность его не устраивала. Он подал рапорт о переводе его в «подводное
плавание» и продолжил службу минным офицером на подводной лодке «Волк». В 1918
году эта лодка участвовала в знаменитом Ледовом походе, позволившем спасти от
наступавших немцев 236 судов Балтийского флота. В этом походе Хмызникову
пришлось принять на себя командование судном взамен дезертировавшего командира.
Переход был исключительно сложным, тем более для неприспособленных к плаванию во
льдах подводных лодок. Страшное нервное и физическое напряжение отразилось на
его здоровье. Хмызников заболел тяжелой формой экземы, рецидивы которой
случались у него в течение всей последующей жизни, особенно в экстремальных
ситуациях, которых ему довелось пережить немало.
Военную службу пришлось прервать. При расставании благодарная команда подарила
ему на память эмблему лодки – картину, висевшую в кают-компании. На ней
изображен волк на вершине холма.
После лечения Хмызников, не представлявший себе жизни без моря, служил в
Архангельске минным офицером на подводной лодке «Святой Георгий», затем в
Морском министерстве при правительстве Колчака, а весной 1920 года был поставлен
на учет в Красную Армию.
В 1920 году с участия в Ленской гидрографической экспедиции, снаряженной
Восточно-Сибирским управлением водного транспорта, началась славная деятельность
Хмызникова по изучению Арктики. Результатом работы этой экспедиции явился атлас
дельты Лены с бухтой Тикси и атлас Лены ниже Якутска
В 1922 году Хмызников перешел на работу в Главное Гидрографическое управление и, получив звание гидрографа,
участвовал в экспедиции на Новую Землю с целью организации полярной обсерватории
в проливе Маточкин Шар.
После непродолжительной работы в Гидрологическом институте он перешел в Якутскую
экспедицию Академии наук СССР, где возглавил Нижнеленский геоморфологический отряд. Его
маленькая, состоящая из трех человек группа на шлюпке под парусами, веслами и
бечевой прошла 1850 км и произвела съемку на протяжении 700 км, опиравшуюся на
семь астрономических пунктов.
В течение 1927–1929 гг. Хмызников был начальником Янского гидрологического
отряда Якутской экспедиции АН СССР, который провел инструментальные съемки
дельты Лены и районов, сопредельных с бассейном Яны. В этот же период весной
1928 года он совершил поездку на
Новосибирские острова,
пройдя на собаках из села Казачьего на остров Котельный. Им проведены значительные
гидрологические работы в проливах Дмитрия Лаптева, Этерикан и Санникова. Работы
1928 года едва не закончились трагически. Хмызников с частью сотрудников решил
отправиться домой морем на катере из Янского залива в Тикси, предполагая затем
по Лене быстро добраться до Якутска. У мыса Буор-Хая катер ветром и волнами был
выброшен на берег. При этом погибли приборы, коллекции и продовольствие.
Полярники отправились на юг по берегу и, к счастью, в промысловой избе
обнаружили склад сушеной рыбы, что и спасло их от голодной смерти. Из устья
Омолоя с помощью местных жителей удалось добраться до Верхоянска.
В 1930 и 1931 гг. Хмызников входил в состав экспедиции на судне «Белуха»,
исследовавшей практически не изученную восточную часть Карского моря.
Еще будучи студентом Географического института он познакомился с Валентиной
Лесницкой, ставшей его женой и участвовавшей с ним во многих арктических
походах. Любовь к ней он пронес через все 15 лет их совместной жизни.
Улица
Марата дом 16. Здесь в квартире 21 жил П.К. Хмызников на момент 1934
года |
Не прерывая работы, связанной с частыми и длительными экспедициями, Хмызников
окончил Ленинградский географический институт (ныне географический факультет
Университета). По результатам многолетних исследований гидрологии и гидрографии
бассейна реки Яны, обеспечивших регулярное судоходство в Янском бассейне, в 1935
году Хмызникову присудили ученую степень доктора географических наук. В том же
году как авторитетнейшего арктического гидролога и гидрографа его избрали
действительным членом Полярной комиссии Академии наук СССР.
Апогеем его жизни стала легендарная, трагическая экспедиция на пароходе
«Челюскин», за участие в которой он был награжден
орденом Красной Звезды. Хмызников был одним из авторов проекта воздушной экспедиции на Северный полюс,
состоявшейся в 1937 году.
В мае 1938 года Хмызникова арестовали. В первый раз за ним пришли во время его
командировки в Москве. Возвратившись, он сам пошел в Большой дом, разыскал
следователя и спросил в чем дело. Ему ответили, что произошла ошибка, и
заботливо просили успокоить семью…. И в ту же ночь арестовали. Постановлением
Особого совещания от 23 декабря 1939 года Хмызников был осужден на 5 лет лагерей
за участие в антисоветской организации.
Последнее его письмо из лагеря датировано 23 декабря 1942 года, а в сентябре
1943 года родные получили открытку от товарища Павла Константиновича с
сообщением о его смерти.
Мыс (Хмызниковский) на острове Таймыр в архипелаге
Норденшельда. Название предложено комиссией по географическим названиям ГП ММФ и
утверждено решением Красноярского крайисполкома в 1976 году.
Пролив между островами Олений и Круглый в шхерах Минина. Назван
диксонскими гидрографами в 1964 году. Название утверждено решением Диксонского
райисполкома от 14 декабря 1964 года.
|