Хромченко Василий Степанович

Хромченко Василий Степанович
(1792–1849)


Выдающийся русский мореплаватель.
Происходил из небогатой семьи. В 1815 году окончил Кронштадтское штурманское училище и был зачислен штурманским помощником унтер-офицерского чина в экипаж брига «Рюрик», небольшое судно водоизмещением всего 180 тонн. Снаряженный на средства канцлера России графа Н.П. Румянцева под командой О.Е. Коцебу «Рюрик» отправился в продолжительное плавание с целью поисков прохода из Тихого океана в Атлантический вдоль арктических берегов Северной Америки, так называемого Северо-Западного прохода. Кроме этой задачи, экспедиции предписывалось обследовать слабо изученные приэкваториальные области западной части Тихого океана. Подробнейшие инструкции были получены от И.Ф. Крузенштерна и астронома Горнера.
Экипаж на «Рюрике» подобрался надежный и очень квалифицированный. Помощником у Коцебу был Г.С. Шишмарев, научную группу составляли А. Шамиссо, И.-Ф. Эшшольц, Вормшельд и художник Хорис. Это позволило не только благополучно завершить трудное и опасное плавание, но и добиться значительных научных результатов, совершив многие географические открытия. С самого начала экспедиции бриг преследовала неблагоприятная погода, а в середине апреля 1817 года во время жестоких штормов близ Алеутских островов он дважды оказывался на грани гибели, а самого командира Коцебу сильно покалечило ударом волны.
За время почти трехлетнего кругосветного плавания Василий Хромченко приобрел настоящий океанский опыт, оттачивая свое навигаторское искусство и возле суровых берегов Аляски, и среди опасных коралловых атоллов Центральной Океании, и в непрерывных штормах в проливе Дрейка. А командир Коцебу, присмотревшись к этому молодому человеку, дал ему в аттестации весьма высокую оценку: «Поведения самого благородного и по службе усерден».
После возвращения «Рюрика» в Россию Хромченко получил приглашение на службу в Российско-Амариканскую Компанию и мичманский чин, что для моряка, не окончившего Морской корпус, было весьма высокой оценкой.
Служба в Российско-Амариканской Компании началась для Хромченко с двух плаваний на бриге «Головин» с целью исследования, описания и нанесения на карту западного побережья Аляски и прилегающих к нему островов. Материалы обеих экспедиций получили самую высокую оценку в Морском ведомстве. Исследования в восточной части Берингова моря, проведенные экспедицией, явились основой для составления самых точных карт западного побережья Аляски на многие годы.
Несколько лет прослужил Хромченко в Русской Америке, выполняя различные ответственные поручения руководства Российско-Амариканской Компании. В 1824 году его назначили командиром того самого брига «Рюрик», на котором он совершил первую кругосветку.
В 1828–1830 гг. лейтенант Хромченко совершил свое второе кругосветное плавание, командуя кораблем «Елена». Путь из Кронштадта в Ситку на Аляске, следуя вокруг мыса Доброй Надежды, был проделан за 11 месяцев, а обратный мимо мыса Горн – за 9 месяцев, что было рекордом плавания восточным путем, который так и не был превзойден. Это было одно из самых образцовых кругосветных плаваний во всей истории нашего флота, выполненное предельно четко и эффективно, на блестящем профессиональном уровне. Из Русской Америки доставили товаров на рекордную по тем временам сумму 1 млн 200 тыс. 200 рублей, причем судно не имело людских потерь и повреждений. Хромченко был удостоен весьма почетной императорской награды – бриллиантового перстня.
И в этой образцовой кругосветке он оставался верным себе, произведя по пути следования уточнение положения целого ряда островов в центральной части Тихого океана.

 

Залив Хромченко (Храмченко)

(фото Г.П. Аветисова)


В 1831–1833 гг. Хромченко на военном транспорте «Америка» в третий раз обогнул земной шар. Зная исследовательские склонности командира, ему предоставили право также заняться и гидрографическими работами, в той степени насколько позволит главная цель – доставка груза.
Плавание оказалось весьма сложным. Уже начиная с меридиана мыса Доброй Надежды, «Америка» была встречена крепкими штормами. Непрерывные двухмесячные шторма так потрепали транспорт, что почти месяц пришлось ремонтироваться в Порт-Джексоне. Тем не менее, и в этом плавании удалось выкроить возможности для гидрографических и навигационных наблюдений. В Тихом океане были определены координаты островов Пейстер, острова Гендервиль, некоторых островов архипелага Гильберта и Маршалловых островов. За этот поход Хромченко был награжден орденом Св. Анны 2 степени.
В 1835–1842 гг. Хромченко плавал на разных кораблях, крейсировал в Балтийском море. В 1843 году он был произведен в капитаны 2 ранга и уволен со службы. Поселился в Ораниенбауме.
Мыс (Храмченко) на восточном побережье северного острова Новой Земли. Назван Новоземельской гидрографической экспедицией №4 в 1952 году.
Залив (Храмченко) на восточном побережье северного острова Новой Земли. Открыл и назвал в 1835 году А.К. Циволька.

 

Вернуться на главную страничку