Хромченко Василий Степанович
(1792–1849)
Выдающийся русский мореплаватель.
Происходил из небогатой семьи. В 1815 году окончил Кронштадтское штурманское
училище и был зачислен штурманским помощником унтер-офицерского чина в экипаж
брига «Рюрик», небольшое судно водоизмещением всего 180 тонн. Снаряженный на
средства канцлера России графа Н.П. Румянцева под командой
О.Е. Коцебу
«Рюрик» отправился в продолжительное плавание с целью поисков прохода из Тихого
океана в Атлантический вдоль арктических берегов Северной Америки, так
называемого Северо-Западного прохода. Кроме этой задачи, экспедиции
предписывалось обследовать слабо изученные приэкваториальные области западной
части Тихого океана. Подробнейшие инструкции были получены от
И.Ф. Крузенштерна и
астронома Горнера.
Экипаж на «Рюрике» подобрался надежный и очень квалифицированный. Помощником у
Коцебу был Г.С. Шишмарев,
научную группу составляли А. Шамиссо,
И.-Ф. Эшшольц, Вормшельд и
художник Хорис. Это позволило не только благополучно завершить трудное и опасное
плавание, но и добиться значительных научных результатов, совершив многие
географические открытия. С самого начала экспедиции бриг преследовала
неблагоприятная погода, а в середине апреля 1817 года во время жестоких штормов
близ Алеутских островов он дважды оказывался на грани гибели, а самого командира
Коцебу сильно покалечило ударом волны.
За время почти трехлетнего кругосветного плавания Василий Хромченко приобрел
настоящий океанский опыт, оттачивая свое навигаторское искусство и возле суровых
берегов Аляски, и среди опасных коралловых атоллов Центральной Океании, и в
непрерывных штормах в проливе Дрейка. А командир Коцебу, присмотревшись к этому
молодому человеку, дал ему в аттестации весьма высокую оценку: «Поведения самого
благородного и по службе усерден».
После возвращения «Рюрика» в Россию Хромченко получил приглашение на службу в
Российско-Амариканскую Компанию и мичманский чин, что для моряка, не окончившего Морской корпус, было весьма
высокой оценкой.
Служба в Российско-Амариканской Компании началась для Хромченко с двух плаваний на бриге «Головин» с целью
исследования, описания и нанесения на карту западного побережья Аляски и
прилегающих к нему островов. Материалы обеих экспедиций получили самую высокую
оценку в Морском ведомстве. Исследования в восточной части Берингова моря,
проведенные экспедицией, явились основой для составления самых точных карт
западного побережья Аляски на многие годы.
Несколько лет прослужил Хромченко в Русской Америке, выполняя различные
ответственные поручения руководства Российско-Амариканской Компании. В 1824 году его назначили командиром
того самого брига «Рюрик», на котором он совершил первую кругосветку.
В 1828–1830 гг. лейтенант Хромченко совершил свое второе кругосветное плавание,
командуя кораблем «Елена». Путь из Кронштадта в Ситку на Аляске, следуя вокруг
мыса Доброй Надежды, был проделан за 11 месяцев, а обратный мимо мыса Горн – за
9 месяцев, что было рекордом плавания восточным путем, который так и не был
превзойден. Это было одно из самых образцовых кругосветных плаваний во всей
истории нашего флота, выполненное предельно четко и эффективно, на блестящем
профессиональном уровне. Из Русской Америки доставили товаров на рекордную по
тем временам сумму 1 млн 200 тыс. 200 рублей, причем судно не имело людских
потерь и повреждений. Хромченко был удостоен весьма почетной императорской
награды – бриллиантового перстня.
И в этой образцовой кругосветке он оставался верным себе, произведя по пути
следования уточнение положения целого ряда островов в центральной части Тихого
океана.
Залив Хромченко
(Храмченко)
(фото Г.П.
Аветисова) |
В 1831–1833 гг. Хромченко на военном транспорте «Америка» в третий раз обогнул
земной шар. Зная исследовательские склонности командира, ему предоставили право
также заняться и гидрографическими работами, в той степени насколько позволит
главная цель – доставка груза.
Плавание оказалось весьма сложным. Уже начиная с меридиана мыса Доброй Надежды,
«Америка» была встречена крепкими штормами. Непрерывные двухмесячные шторма так
потрепали транспорт, что почти месяц пришлось ремонтироваться в Порт-Джексоне.
Тем не менее, и в этом плавании удалось выкроить возможности для
гидрографических и навигационных наблюдений. В Тихом океане были определены
координаты островов Пейстер, острова Гендервиль, некоторых островов архипелага Гильберта
и Маршалловых островов. За этот поход Хромченко был награжден орденом
Св. Анны 2
степени.
В 1835–1842 гг. Хромченко плавал на разных кораблях, крейсировал в Балтийском
море. В 1843 году он был произведен в капитаны 2 ранга и уволен со службы.
Поселился в Ораниенбауме.
Мыс (Храмченко) на восточном побережье северного острова Новой Земли.
Назван Новоземельской гидрографической экспедицией №4 в 1952 году.
Залив (Храмченко) на восточном побережье северного острова Новой
Земли. Открыл и назвал в 1835 году
А.К. Циволька.
|