Хромцов Николай Иванович
(22.03.1902–23.09.1943)
Выдающийся
советский ледовый капитан.
Родился в семье смотрителя маяка на Белом море. Отец погиб в 1913 году, спасая
моряков, тонувших вблизи маяка.
Хромцов начал плавать в 11 лет сначала юнгой, а с 14 лет матросом на парусниках
судовладельца Ф. Ладкина. В 1921 году он поступил матросом на ледокольном пароходе «Русанов»,
совершивший первое после гражданской войны заграничное плавание, а в 1923 году
принял участие в Карской товарообменной экспедиции.
За время военной службы на Балтийском флоте в 1924–1929 гг. Хромцов окончил
школу подводного плавания и вечернее судоводительское отделение Ленинградского
морского техникума. Демобилизовавшись и вернувшись в Архангельск, он был
назначен старшим помощником капитана ледокольном пароходе «А. Сибиряков», а затем
ледокольном пароходе «Русанов»,
на котором совершил плавание к
Северной Земле и мысу Челюскин. Летом 1933 года «Русанов» доставил в бухту
Марии Прончищевой первую группу зимовщиков-промышленников во главе со знаменитым
С.П. Журавлевым. В декабре того же года после скоропостижной смерти на
борту «Русанова» его капитана
Б.И. Ерохина
Хромцов стал капитаном этого судна.
В 1936 году Хромцов получил диплом капитана дальнего плавания и назначение
капитаном ледокольном пароходе «Садко». В этой должности он участвовал во Второй и Третьей
Высокоширотных экспедициях Главсевморпути под руководством
Р.Л. Самойловича. В рамках
Третьей экспедиции в 1937 году «Садко» пересек море Лаптевых с запада на восток
по 76-ой широте, обогнул с севера
Новосибирские острова и
дошел до островов Де-Лонга, на которых экспедиция провела научные исследования.
Над
островами Генриетты и
Жаннетты водрузили советские флаги, а на острове Генриетты организовали полярную
станцию. После этого судно пошло на выручку судов, попавших в ледовый плен, но в
октябре само оказалось зажатым льдами. Лишь в августе 1938 года «Садко» и
«Малыгин» были освобождены ледоколом «Ермак».
«Садко» у острова Генриетты |
В 1939 году Хромцов стал капитаном ледокола «Дежнев», на котором проработал до
начала войны, занимаясь арктическими перевозками и зверобойным промыслом.
В первый же день войны Хромцов возглавил ледокол «Ленин». Под его руководством
ледокол занимался проводкой советских и иностранных судов с вооружением,
стратегическим сырьем, продовольствием для армии, работая как в западном секторе
Арктики, так и по всей трассе Северного морского пути.
Награжден орденом
«Знак Почета»,
медалью «За трудовую
доблесть».
Николай Иванович Хромцов скоропостижно скончался в расцвете физических и
творческих сил на своем боевом посту – на борту ледокола «Ленин». Смерть не
столь редкая для полярных капитанов. Он похоронен на
Вологодском кладбище
Архангельска.
Ледокол «Ленин» |
Мыс на западе острова Земля Георга архипелага Земля Франца-Иосифа. Назван советскими
картографами в 1950-е годы.
Ледниковый купол на острове Харли архипелага Земля Франца-Иосифа. Название присвоено решением
Архангельского облисполкома от 26 августа 1963 года. |