Менделеев Дмитрий Иванович
(27.01(08.02).1834 – 20.01(02.02).1907)
Русский ученый-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель, профессор Санкт-Петербургского университета, член-корреспондент физико-математического отделения (по разряду физических наук (химия) Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Среди его наиболее известных открытий – периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания. Родился в Тобольске. Биографии Менделеева и анализу его научных достижений посвящено бесчисленное количество различной детальности и глубины публикаций, с которыми при желании может ознакомиться каждый. В рамках данной работы представляется целесообразным выделить географическое, в частности арктическое направление деятельности Менделеева. Одной из важнейших задач России он считал освоение Северного морского пути, вдоль которого расположены самые богатые природные ресурсы страны. Менделеев отлично понимал, что для плаваний во льдах, для борьбы с ними совершенно необходимо сконструировать и построить невиданное доселе, специальное судно, способное прокладывать дорогу другим пароходам, идущим следом. Ученый горячо поддержал идею адмирала С.О. Макарова о создании мощного ледокола для арктических плаваний. «Ваша мысль блистательна и… разовьется в дело большого значения, не только научно-географическое, но и в живую практику. Все мои симпатии с Вами, и, если что в силах, — сделаю непременно и охотно, насколько хватает моя добрая воля» Макарову вряд ли удалось справиться с царской бюрократией, если бы в ряды сторонников ледокола не встал Менделеев. Он взял на себя нелегкую миссию убедить русских правителей в реальности и полезности предлагаемого проекта. Пользуясь в высших правительственных кругах огромным авторитетом, Менделеев обратился за помощью к всесильному русскому министру финансов С.Ю. Витте и высказал ему свое мнение о создании мощного ледокола как о перспективном начинании, важном для экономического развития России. После этого министр проявил интерес к проекту Макарова и после беседы с ним предложил адмиралу начать осуществление своей идеи с поездки по северным портам и полярным морям для ознакомления с условиями плавания Северным морским путем. В октябре 1897 года по распоряжению Витте была создана специальная комиссия, в состав которой вошли С.О. Макаров (председатель), Д.И. Менделеев, профессор Морской академии Ф.Ф. Врангель, ряд специалистов, знакомых с работой ледокольных средств у берегов Финляндии, на Байкале во Владивостокском порту, а также инженеры-судостроители. В качестве консультанта был приглашен Отто Свердруп. Менделеев разработал программу исследований в процессе плавания, составил детальную смету на приобретение научных инструментов, в том числе, уникального маятника для пионерных измерений силы тяжести в высоких широтах и высокоточных астрономического и магнитного теодолитов.
В феврале 1899 года построенный по заказу России на английских верфях Ньюкасла «Ермак», взломал лед Финского залива, решив попутно несколько задач по освобождению из ледового плена кораблей и спасая рыбаков, и прибыл в Кронштадт. Менделеев приветствовал Макарова телеграммой: «Лед, запирающий Петербург, Вы победили, поздравляю! Жду такого же успеха в полярных льдах, профессор Менделеев». Приход «Ермака» позволил в том году необычайно рано начать навигацию в Петербургском порту. Макаров стал героем дня, но ни он, ни Менделеев не обольщались этими сравнительно легкими победами. Их очень беспокоило, как поведет себя ледокол в Арктике. Обстоятельно и всесторонне готовили адмирал и ученый ледокол к первой встрече с Арктикой, тщательно отрабатывали программу испытаний. Но тут произошло непредвиденное осложнение: серьезная размолвка Макарова и Менделеева. Расхождения во взглядах начались, когда Менделеев предложил, чтобы ледокол в первом же рейсе попытался пройти через Северный полюс в Берингов пролив. Ученый считал, что, поскольку самый короткий путь из европейской части России на Дальний Восток лежит через Центральные районы Арктики, все силы и технические средства должны быть брошены на изучение околополюсного пространства, на создание высокоширотной судоходной линии, Макаров же придерживался мнения, что на первых порах ледокол должен идти в Карское море, чтобы проложить судоходную магистраль между европейскими портами и устьями рек Обь и Енисей. Изучение околополюсного пространства Макаров считал второстепенным делом и полагал возможным идти к норду, насколько позволят обстоятельства. Жизнь показала, что Макаров был прав. Второе расхождение касалось выбора тактики плавания. Адмирал намеревался идти сквозь льды напролом, а ученый был убежден, что льды нужно по возможности обходить, а если и пробиваться, то не напролом, а при помощи взрывов. И здесь, конечно, был прав Макаров. И наконец, третья причина была связана с разным пониманием роли начальника экспедиции. Макаров был убежден, что все и административные, и научные вопросы, которые будут возникать во время рейса, должен решать только он. Менделеев же не допускал мысли, что во время плавания он будет находиться в подчинении у адмирала, и поэтому настаивал, чтобы все научные вопросы решались самостоятельно руководителем научной группы, который имел бы равное с начальником экспедиции право в выборе маршрута. Сказалось то, что один из них был гражданским лицом, а второй – военным, для которого необходимость единоначалия в любом предприятии не подвергалась сомнению. Наверное, правы и неправы были оба. Компромиссное решение могло быть найдено, возможность его была доказана многими вошедшими в историю советскими арктическими экспедициями, в которых прекрасно взаимодействовали начальник экспедиции, капитан судна и научный руководитель. В этом случае конфликт кончился тем, что Менделеев и приглашенные им ученые от участия в экспедиции отказались. Макаров очень тяжело переживал размолвку с Менделеевым. В его записной книжке появились горькие слова: «Менделеев ушел – так что некому говорить доброе слово». Забегая вперед, скажем, что, несмотря на разлад, Менделеев все время внимательно следил за судьбой «Ермака», а когда Макарова начали травить многочисленные недоброжелатели после неудачных рейсов в Арктике, Менделеев всячески поддерживал изобретателя, оберегал его от нападок и активно выступал в защиту «Ермака».
Макаров хорошо понимал, что более доброжелательного и мудрого единомышленника у него никогда не будет, и в апреле 1901 года сделал шаг к примирению, послав великому ученому экземпляр своей только что вышедшей книги «Ермак во льдах» с дарственной надписью, полной глубокого уважения и признательности. Так был положен конец этой размолвке. Походы «Ермака» в Арктику выявили ряд конструктивных и технических изъянов судна, что было вполне естественным – это был первый опыт свободного плавания в тяжелых льдах. Однако противники Макарова воспользовались этими неудачами и добились прекращения испытаний. После отстранения Макарова Менделеев, изучив первый опыт эксплуатации ледокола, предложил еще раз испытать Ермак в Арктике и хотел сам участвовать в экспедиции. Перед новым испытанием ледокола он предложил перевести котлы Ермака на жидкое топливо, что позволяло резко увеличить автономность плавания и сократить экипаж вдвое. В тяжелых льдах Менделеев планировал применение взрывов и необходимым условием успешного плавания считал постоянную воздушную ледовую разведку с аэростатов. Без ледовой разведки и в наше время не обходятся даже могучие атомоходы. Менделеев разработал несколько проектов нового ледокола, в которых были учтены выявленные недоработки «Ермака», но даже ему с его авторитетом и влиянием не удалось добиться разрешения правительства на продолжение испытаний. Не случайно Менделеев высказал военно-морскому командованию горький упрек: «Если бы хоть десятую долю того, что потеряно при Цусиме, было затрачено на достижение полюса, эскадра наша вероятно пришла бы во Владивосток, минуя и Немецкое море и Цусиму». Заслуги Менделеева отмечены орденами Св.Владимира I и 2 степеней, Св.Александра Невского, Белого Орла, Св.Анны I и 2 степеней, Св.Станислава I степени и Почетного Легиона. Умер в Петербурге, похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища. Плоскогорье (ледник) на юге Земли Серкапп остров Западный Шпицберген. Горы на северо-западе северного острова Новой Земли. Ледник назвал в 1909 году В.А. Русанов, а горы в 1913 году Г.Я. Седов. Подводное поднятие в Северном Ледовитом океане. |