Шестаков Иван Алексеевич
(01.04.1820–21.11.1888)
Русский
государственный деятель, писатель, военный моряк, адмирал, генерал-адъютант.
Родился в сельце Смилове Красненского уезда Смоленской губернии. Происходил из
небогатого, но старинного дворянского рода.
До 10 лет воспитывался дома под наблюдением отца, капитан-лейтенанта, вышедшего
в отставку в 1813 году после ранения под Данцигом.
В 1830 году Шестаков поступил в Морской кадетский корпус и сразу же обратил на
себя внимание блестящими способностями и серьезными познаниями в некоторых
предметах, приобретенными им еще дома. Особенно отличался он в знании языков,
французском, немецком и английском. Тогдашний директор корпуса
И.Ф. Крузенштерн прочил
Шестакову большое будущее, что в целом и оправдалось.
В 1832 году он был произведен в гардемарины, еще через два года блестяще
выдержал офицерский экзамен, но так как к тому моменту ему не исполнилось еще и
15 лет, был оставлен в корпусе еще на год и назначен фельдфебелем гардемаринской
роты.
При своих недюжинных способностях Шестаков обладал резким, независимым
характером, что часто тормозило его продвижение по службе. Из-за постоянных
столкновений с воспитателями он не только не получил через год офицерское
звание, но и был уволен из корпуса, несмотря даже на благоволение к нему
начальника главного морского штаба князя
А.С. Меншикова. Друг отца
знаменитый адмирал М.П. Лазарев согласился принять вспыльчивого юношу на службу
в Черноморский флот.
Службу Шестаков начал на корвете «Ифигения», крейсировавшем у восточного берега
Черного моря. Далее последовали тендер «Струя», фрегат «Агатополь», бриг «Аякс».
За участие в захвате мыса Константиновского Шестаков был награжден знаком
отличия военного ордена и произведен в мичманы. В боевых действиях с горцами он
участвовал до 1843 года, заслужив ордена
Св. Анны 4 степени с надписью «За
храбрость» и
Св. Станислава 3 степени с мечами и бантом.
В 1843 году уже в звании лейтенанта Шестаков получил назначение адъютантом к
адмиралу Лазареву, оставаясь в этой должности в течение двух лет. Затем до 1850
года он вел гидрографические работы у кавказских берегов, в устье Буга, в
Днепровском лимане и у берегов Турции. Эти работы легли в основу его сочинения
«Лоция Черного моря», за которое талантливый моряк был награжден бриллиантовым
перстнем.
В 1850 и 1852 годах Шестаков командировался в Англию для наблюдения за
строившимися там судами. Назначенный в 1854 году членом пароходного комитета он
в течение двух лет занимался составлением чертежей и наблюдением за постройкой
20 экспериментальных винтовых лодок, 75 винтовых канонерских лодок и 14 винтовых
корветов.
В 1854 году Шестаков участвовал в отражении от Кронштадта союзного
англо-французского флота.
В 1855 году его назначили адъютантом к Его Императорскому Высочеству
генерал-адмиралу и в звании капитана 1 ранга командировали в Северо-Американские
Соединенные Штаты для наблюдения за постройкой винтового фрегата
«Генерал-Адмирал», автором проекта постройки которого и чертежей он сам и
являлся. Это судно было самым крупным из тогдашних русских паровых судов.
Шестаков стал его первым командиром и привел в Кронштадт в середине 1859 года.
Наградой за выполнение возложенного на него поручения были орден
Св. Владимира 3
степени и звание флигель-адъютанта.
Далее он в течение двух лет командовал эскадрой из четырех фрегатов,
крейсировавшей в Средиземном море у берегов Сирии для охранения христиан от
фанатизма турок.
В 1861 году уже контр-адмирал Шестаков был назначен в свиту Его Императорского
Высочества, через год стал членом морского ученого и кораблестроительного
технического комитетов с оставлением в свите, в 1863 году занял пост помощника
главного командира Кронштадтского порта по морской части. Много сделав для
укрепления обороноспособности Кронштадта, Шестаков, тем не менее, вынужден был
оставить должность из-за столкновения с тогдашним управляющим морским
министерством генерал-адъютантом Краббе.
После продолжительного отпуска, проведенного за границей, Шестаков получил
назначение Таганрогским градоначальником и в течение около двух лет сумел много
сделать для благоустройства города.
В этот период он близко сошелся с наказным атаманом войска донского
генерал-адъютантом А.Л. Потаповым и по назначении последнего Виленским
генерал-губернатором, оставил Таганрог, переехал на службу в Вильно на должность
губернатора. Однако отношения с Потаповым ухудшились и стали даже враждебными.
Шестаков был уволен от должности губернатора и из свиты Его Высочества, уехал за
границу, где прожил несколько лет, числясь на флотской службе до выхода в
отставку в 1869 году. Вскоре выяснилось, что он далеко не заслужил той суровой
кары, которую ему пришлись понести из-за столкновения с Потаповым, и всегда
покровительствовавший Шестакову генерал-адмирал великий князь Константин
Николаевич предложил ему снова вступить на морскую службу. Так как из-за
состояния здоровья жены Шестаков мог жить только на юге Европы, для него была
создана должность временного морского агента в южных государствах Европы, в
Австрии и Италии. В течение восьми лет своей службы в этой должности Шестаков
весьма внимательно следил за развитием и успехами военно-морского дела в
Западной Европе, сообщая самые подробные сведения обо всех усовершенствованиях,
изобретениях и нововведениях в военно-морской технике.
В 1881 году после смерти жены Шестаков возвратился в Петербург и был назначен
председателем кораблестроительного отделения морского технического комитета,
приняв живейшее участие в постройке паровых судов после того, как был поднят
вопрос о преобразовании и усилении российского флота. Он возглавил разработку
программы преобразования и модернизации флота, согласно которой в течение
двадцати лет предполагалось построить 19 первоклассных броненосцев, 4 броненосца
2-го класса, 25 крейсеров различной величины и ряд мелких судов. Начинать
реализацию этой программы довелось самому Шестакову на должностях морского
министра и управляющего морским министерством.
Уже в 1883 году в Черном море были заложены три броненосца весьма крупных по
тому времени размеров (10150 тонн водоизмещения): «Чесма», «Синоп» и «Екатерина
II». В следующем году в Балтийском море заложили броненосцы «Александр II» и
«Николай I», каждый водоизмещением в 8500 тонн. В тоже время, кроме броненосцев,
строились еще крейсеры «Дмитрий Донской», «Адмирал Нахимов», «Память Азова»,
«Адмирал Корнилов», «Рында» и другие и целый ряд мореходных канонерских лодок,
минных транспортов, миноносцев и судов других типов. Все крупные суда строились
исключительно в России. Броненосцы «Чесма» и «Екатерина II» были спущены в воду
уже в 1886 году, броненосец «Александр II» строился всего 3 года, а броненосцы
«Синоп» и «Николай I» строились по четыре года. Во время управления морским
министерством Шестакова российский военный флот увеличился по численности судов
в полтора раза, а по боевой силе более чем вдвое. К концу его управления
министерством число всех судов достигло 1110. Большое внимание уделял Шестаков
другой отрасли военно-морского дела – строительству морских крепостей и портов.
За время своего сравнительно короткого управления морским министерством он
объехал все русские военные порты и посетил даже Владивосток, сделав его главным
русским портом на Тихом океане.
Севастополь. Собор Св.Владимира |
В 1882 году Шестакова произвели в генерал-адъютанты, в следующем году наградили
орденом Св. Александра Невского, а в 1886 году после спуска на воду броненосцев
«Чесма» и «Екатерина II», ему пожаловали бриллиантовые знаки ордена Св.
Александра Невского. Последней полученной Шестаковым наградой стал чин адмирала,
в который незадолго до смерти он был произведен по случаю 50-летия службы в
офицерских чинах.
Шестаков скончался в Севастополе от паралича сердца. Тело его погребено там же,
в храме Св. Владимира, в приделе Св. Александра Невского. Характеристикой
Шестакова могут служить следующие строки телеграммы императора Александра III,
посланной на имя его вдовы в Севастополь 23 ноября 1888 года: «С великой скорбью
узнал Я о кончине Ивана Алексеевича. Для государства и для флота в особенности
это огромная потеря и трудно заменимая. В нем потерял Я человека, искренно
преданного своему делу, человека с теплой душой, широким образованием и обширным
государственным умом. Я привык любить и уважать Ивана Алексеевича и знал, что на
него могу рассчитывать вполне, и что бы ему ни поручил, он исполнит свой долг
свято, доказательством чему может служить возникновение в краткое время
черноморского флота, энергичная постройка судов балтийского флота и океанского
плавания».
Остров
в губе Грибовая на западном берегу южного острова архипелага Новая
Земля. Назвали в 1889 году офицеры шхуны «Бакан». |