Школьников Исаак Бенцианович
(25.09.1912–1964)
Советский
гидрограф.
Родился в Бобруйске. Отец, рабочий лесозаготовок и лесосплава, умер, когда сыну
исполнилось всего восемь лет. Последующие 15 лет были годами трудного поиска
своего жизненного пути. После смерти мужа мать, до этого бывшая домохозяйкой,
была вынуждена пойти работать няней. По-видимому, достаток был небольшой, и
мальчик не мог нормально учиться. Лишь в 1929 году он окончил 6 классов средней
школы и поступил в фабрично-заводское училище при местном лесокомбинате. По
окончании училища работал наладчиком станков, в 1931 году был мобилизован
комсомолом в Тамбовскую авиашколу, не прошел по состоянию здоровья, работал на
заводе в Москве и, наконец, в 1932 году поступил в Московский лесотехнический
институт. Однако этот институт не стал его окончательным выбором. Из-за
недостатка помещения контингент учащихся был сокращен, и юноша снова оказался на
распутье. Последовало возвращение на лесокомбинат, затем поступление в 1932 году
в Ленинградскую лесотехническую академию. Казалось, жизненный путь выбран, но
стать работником лесной промышленности ему было не суждено. Жизнь уготовила
Школьникову другое поприще. Шли 1930-е годы, время активного освоения Советского
Заполярья, ежегодно проводились многочисленные сухопутные и морские арктические
экспедиции, вся страна знала имена сибиряковцев и челюскинцев. Школьников
оставил Лесотехническую академию и в 1935 году поступил в Гидрографический
институт Главсевморпути, наконец определив свой жизненный путь. Еще до окончания
института он принимал участие в экспедиционных работах
ГУСМП, в числе которых
был знаменитый дрейф ледокольного парохода «Г. Седов» в 1937–1938 гг. Получив в 1939 году диплом
инженера-гидрографа, Школьников до начала войны работал в
Индигирском зимовочном отряде,
зимовал на острове Врангеля.
С июля 1941 года, т.е. практически с первых дней войны Школьников в действующей
армии. Он прошел ее «от звонка до звонка», воевал на Ленинградском и 3-м
Прибалтийском фронтах, на Балтийском флоте. Среди его боевых наград
орден Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945
гг.».
Лишь в 1947 году Школьников демобилизовался в звании инженер-капитан, вернулся в
ГУСМП, в котором проработал до конца своей недолгой жизни, пройдя путь от
старшего инженера до начальника отдела гидрографических исследований.
Умер в Ленинграде. Похоронен на
Еврейском кладбище.
Мыс в Восточно-Сибирском море к
юго-востоку от мыса Кибера. Название предложено ГП ММФ и утверждено решением
Чаунского райисполкома №19 от 19 января 1965 года.
Пролив между островами Олений и Циркуль в шхерах Минина. По
предложению
И.А. Долгушина в 1964 году назван диксонскими гидрографами. Название
утверждено решением Диксонского райисполкома от 14 декабря 1964 года.
|