Шмидт Отто Юльевич
(18(30).09.1891–07.09.1956)
Советский
ученый-математик, астроном, геофизик, государственный и общественный деятель,
академик Академии Наук СССР (1935 год; член-корреспондент 1933 год) и Академии Наук УССР (1934 год), Герой Советского Союза.
Родился в Могилеве. В 1913 году Шмидт окончил физико-математический факультет
Киевского университета; с 1916 года приват-доцент. После Октябрьской революции
являлся членом коллегий ряда наркоматов, он один из организаторов высшего
образования, науки (работал в народном комиссариате просвещения, Государственном
ученом совете при СНК СССР, Коммунистической академии) и издательского дела
(заведующий Госиздатом в 1921–1924 гг., главный редактор Большой Советской
Энциклопедии в 1924–1941 гг.). В 1923–1956 гг. он профессор МГУ, в 1930–1932 гг.
директор Всесоюзного Арктического института, в 1932–1939 гг. начальник Главсевморпути, в 1939–1942 гг.
вице-президент Академии Наук СССР.
В 1937 году по инициативе Шмидта был организован Институт теоретической
геофизики Академии Наук СССР, директором которого он был до 1949 года. Основные работы в
области математики относятся к алгебре; монография «Абстрактная теория групп»
оказала значительное влияние на развитие этой теории. Шмидт – основатель
московской алгебраической школы, руководителем которой он был в течение многих
лет. В середине 1940-х годов им выдвинута новая космогоническая гипотеза об
образовании Земли и планет Солнечной системы, разработку которой он продолжал
совместно с группой советских ученых до конца жизни.
Особо выделяется арктический период деятельности Шмидта. Именно этот период
принес ему наибольшую известность и популярность. Мотивы, по которым на такую
специфическую работу был направлен математик-теоретик, понять трудно. Какую-то
роль сыграла, по-видимому, известность Шмидта как путешественника-исследователя,
особенно после экспедиции 1928 года в самые высокогорные и неизученные районы
Памира. Впервые был пройден величайший в мире горный ледник Федченко. При
участии Шмидта были совершены многие рекордные восхождения на горные вершины.
Немалое значение для сталинского руководства имели лояльность и личная
преданность.
В 1929 и 1930 гг. Шмидт возглавлял экспедиции на ледокольном пароходе «Г. Седов», в процессе
которых была организована на
Земле
Франца-Иосифа первая научно-исследовательская станция, обследованы северо-восточная
часть Карского моря и западные берега
Северной Земли и открыт ряд
островов.
![](flag_ZFI.jpg) Подъем советского
флага на мысе Флора арх. ЗФИ в 1929 году |
В 1932 году экспедиция на ледокольном пароходе «А. Сибиряков» под руководством Шмидта впервые
прошла за одну навигацию из
Архангельска в Тихий океан. После этого похода, не без влияния Шмидта, у
правительства создалось впечатление о том, что Северный морской путь
большевиками покорен и освоен, хотя «А. Сибиряков» добрался до Берингова моря,
как говорится на честном слове и на одном крыле, а именно со сломанным винтом и
на парусах. Была поставлена задача немедленного освоения Северного морского пути
для регулярного плавания, для чего в декабре 1932 года создали ГУСМП, которое
возглавил Шмидт.
В 1933 году в плавание был отправлен пароход «Челюскин», которому, кроме
сквозного плавания в одну навигацию, предписывалось снабжение колонии на острове
Врангеля, куда уже четыре года не могло пробиться ни одно судно, а также
доставка туда новой смены полярников. В советской прессе «Челюскин» упорно
называли «ледоколом», «ледокольным пароходом», хотя таковым он не являлся. Это
был обычный пароход, и специалисты знали, что его плавание в Арктике вне
каравана и без мощного ледокола обречено на провал. В заключении комиссии, в
которую входил академик
А.Н. Крылов, отмечено, что пароход «… построен без учета заданных условий и
совершенно не пригоден для ледового плавания».
Но задача поставлена, и кто осмелится возражать. Начальником рейса назначили
Шмидта, капитаном судна –
В.И. Воронина.
На борту «Челюскина» было сто одиннадцать человек, в состав которых, кроме
команды и экспедиционного состава, входила смена полярников на остров Врангеля, в
том числе один ребенок и беременная женщина. Уже в Карском море, еще не войдя в
тяжелые льды, корабль получил первые серьезные повреждения. Выяснилось, что он
плохо слушается руля, качество чрезвычайно опасное для плавания во льдах. Самый
тяжелый этап плавания наступил в Чукотском море. «Челюскин» вел отчаянную борьбу
с непосильным для него врагом, появлялись все новые повреждения. Стало ясно, что
подход к острову Врангеля исключен. Встал вопрос о зимовке во льдах.
В октябре, когда судно находилось в районе острова Колючин, удалось связаться с
чукчами и договориться об отправке части состава на берег и завозе на судно
продовольствия. Предполагалось, естественно, эвакуировать слабых, но из-за
недостатка собачьих упряжек решили загрузить их в первую очередь
продовольствием, кормом для собак и палатками. Так как отправляющимся на берег
предстояло идти пешком, отобрали шестерых самых сильных и выносливых, но
связанных основной работой с Москвой и Ленинградом. На нартах поехали лишь один
больной и сопровождавший его врач. Пешая партия успешно проделала путь до
Уэлена, где была взята на борт ледореза «Ф. Литке».
По воле льдов «Челюскин» блуждал в разных направлениях. В первых числах ноября
судно вошло в Берингов пролив, в 5 милях к югу уже была видна полоса прибоя у
островов Диомида. Формально маршрут был завершен, Северный морской путь пройден. О
том, что не проведена смена зимовщиков на острове Врангеля, вспоминать не хотелось.
Оставалась еще одна проблема – надо было освободиться из ледового плена. Свою
помощь предлагал ледорез «Ф. Литке», но Шмидт отказался – пропадала чистота
эксперимента. Судно медленно, кормой к Тихому океану дрейфовало на юг. На взрывы
потратили тонны аммонала, от мощных взрывов сыпался ледяной град, вылетали
иллюминаторы, а льдины не трескались. Дрейф замедлился, а затем произошло что-то
непонятное: при северном ветре судно понесло на север. Оно попало в мощное
течение, идущее из Берингова пролива в Северный Ледовитый океан. Выйти на чистую
воду «Челюскину» было не суждено.
В начале декабря началась зимовка. Подвижки льда вокруг судна не прекращались, а
13 февраля началось сильнейшее сжатие, ставшее последним для «Челюскина». В
экстремальных условиях удалось выгрузить на лед все намеченное по плану, а
главное – людей. Не сумел сойти на лед только один человек.
![](mogilevich_face.JPG) Борис Могилевич
- единственный погибший челюскинец |
Какова могла быть реакция руководства страны, по сути Сталина, на случившееся,
Шмидт и Воронин считали, что в лучшем случае – отставка, в худшем – «высшая
мера». И вдруг телеграмма: «Поздравляем Вас как героев Арктики!». Сталин умел
поражение превращать в триумф.
Образовался знаменитый «ледовый лагерь Шмидта», который просуществовал до 13
апреля. Сам Шмидт, получивший легочное заболевание, по приказу правительственной
комиссии был вывезен 11 апреля, последними были сняты с льдины капитан Воронин и
радист Э.Т. Кренкель. В
честь блестящего завершения спасательных работ правительство учредило высшую в
СССР степень отличия – звание Героя Советского Союза. Первыми его обладателями
стали семь полярных летчиков, которые на маленьких ненадежных самолетиках,
постоянно рискуя жизнью, сумели вывезти на материк всех зимовщиков. Все, к
счастью, завершилось благополучно.
История не знает сослагательного наклонения, тем не менее представим, что
«Челюскин» все-таки освободился ото льда и вышел на чистую воду. Не послали бы
на будущий год десять «Челюскиных»? Вот это была бы трагедия.
В 1937 году Шмидт
руководил воздушной экспедицией по организации дрейфующей станции «Северный
полюс-1», а в 1938 году – операцией по снятию персонала станции с льдины. Это
были годы, когда по прихоти Сталина любой человек мог либо бесследно исчезнуть с
лица земли, либо стать великим. К таким великим, которых большевики по несколько
штук обозначили во всех сферах человеческой жизни, был отнесен Шмидт. Поэтому,
когда в 1937 году во многом из-за некомпетентности и беспомощности
возглавляемого Шмидтом руководства Главсевморпути в ледовый плен попал
практически весь морской арктический флот, наказание понесли другие.
В 1937 году Шмидту было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль №35).
Кроме того, он награжден тремя
орденами Ленина,
орденом Красной Звезды,
двумя другими орденами, а также
медалями.
Последний период жизни Шмидта был, пожалуй,
самым героическим. С зимы 1943—1944 гг. туберкулез прогрессировал,
распространился не только на легкие, но и на горло. Ему периодически запрещали
говорить, он много времени проводил в санаториях Подмосковья и в Ялте, а в
последние годы был, по существу, прикован к постели. Напрягая волю, Шмидт
использовал малейшее улучшение своего состояния для научной работы. Когда
хватало сил, выступал с лекциями в Москве и Ленинграде. Он был среди тех, чьими
лекциями в 1953 году открылись занятия в новом высотном здании Московского
университета. Он основал и возглавил в 1951 году Геофизическое отделение в Московском Государственвном
университете,
проводил научные семинары дома и на даче. Постепенно Шмидт отказался от всех
административных должностей, согласившись лишь стать главным редактором журнала
«Природа» в 1951 году, возродив это издание.
Умер на своей даче в Мозжинке под
Звенигородом, похоронен на
Новодевичьем кладбище.
Остров к западу от острова Комсомолец и
ледник на нем. Открыла и назвала в честь своего начальника экспедиция
на ледокольном пароходе «Г. Седов» в 1930 году.
Полуостров в заливе Русская Гавань на
западном побережье северного острова Новой Земли. Назвала в честь своего
начальника экспедиция на ледокольном пароходе «Г. Седов» в 1930 году.
Мыс у восточного входа в проли Лонга. В
1778 году английский мореплаватель Дж. Кук назвал его «Нордкап». В 1823 году
Ф.П. Врангель поместил на
карте и местное название «Ир-кайпся». Позднее была принята транскрипция «Рыркайпий»,
что значит «моржовый затор». Современное название установлено советским
правительством в 1934 году.
![](shmidt_cape.jpg)
Мыс
Шмидта
(фото Сергея Ковалева) |
|