Шпанберг Мартын Петрович
(31.12.1696–26.08.1761)
Датчанин по происхождению, моряк на службе России, капитан 1 ранга, участник 1-й
и 2-й Камчатских экспедиций, исследователь северной части Тихого океана,
Курильских островов и Японии.
Родился в деревне Ерне около современного города Эсбьерга (Дания). В 1721 году
принят на русскую службу поручиком. В 1724 году, командуя пакетботом «Святой
Яков», совершал первые грузопассажирские рейсы между Кронштадтом и Любеком.
С 1725 года состоял в 1-й Камчатской экспедиции, в 1727 году был произведен в
капитан-лейтенанты. В 1728 году на боте «Святой Гавриил» под командованием В.
Беринга перешел из Нижнекамчатска в Чукотское море. Участвовал в описи
Чукотского полуострова и открытия залива Креста, острова Святого Лаврентия, одного из
островов Диомида и бухты Преображения.
В 1730 году через Сибирь Шпанберг вернулся в Санкт-Петербург, а в 1732 году был
назначен во 2-ю Камчатскую экспедицию. Его отряду поручались организация
плавания «ради обсервации и изыскания пути до Японии», знакомство с ее жителями,
описание островов, пристаней, природных богатств. Произведенный в январе 1733
года в капитаны полковничьего ранга Шпанберг уже в феврале выехал с командой из
Санкт-Петербурга в Тобольск и далее в Якутск с целью подготовки транспортных
судов для нужд экспедиции на Иртыше и Лене.
В 1734 году по прибытии в Охотск организовал постройку 2 судов: бригантины
«Архангел Михаил» и дубель-шлюпки «Надежда», которые были спущены на воду в июле
1737 года. Через год отправились на юг к Японии. Бригантиной командовал Шпанберг,
дубель-шлюпкой – В. Вальтон. Шпанберг дошел до 45°
с. ш. (широта острова Итуруп, названного им Надеждой). На обратном пути нанес на
карту 31 остров и дал им русские названия.
В 1739 году Шпанберг на той же бригантине возглавил экспедицию из 4 судов. У
острова Хонсю русские впервые познакомились с японцами и обменялись подарками.
Отсюда путники направились на северо-восток; дорогой Шпанберг видел много
островов, но ввиду того, что люди его были больны, не приставал к берегу и 14
июля вернулся в Большерецк. Прибыв затем в Охотск, где застал Беринга, изложил
ему свой дальнейший план экспедиции: он думал отправиться с большим числом
спутников к вновь открытым им островам и привести жителей их в русское
подданство. Беринг предложил Шпанбергу лично отправиться в Петербург для
представления своего проекта. Он поехал, но должен был, в силу запрещения
адмиралтейств-коллегии, остановиться в Якутске, так как началось следствие ввиду
явившегося подозрения в том, что он вовсе не был в Японии, а плавал вдоль
берегов Кореи. Расследование показало, однако, что путешествие Шпанберга в
Японию не было фикцией, но сведения, собранные им, не достаточно точны. Ему
приказали возобновить экспедицию. Летом 1741 года Шпанберг совершил свое третье
путешествие к Курильским островам, отрядив предварительно дубель-шлюпку
«Надежда» под командой мичмана Шельтинга с геодезистом Федоровым для описи
западных берегов Охотского моря до устья Амура. Привести в исполнение свой план
Шпанбергу не удалось. Он намеревался уже возобновить плавание, когда 23 сентября
1743 года по Высочайшему указу экспедицию велено было приостановить.
Шпанберг возвратился в Петербург и долгие годы оставался на русской морской
службе. В 1749 году, командуя кораблем «Варахаил» на Архангельском рейде,
потерпел крушение, в котором погибло 28 человек. Шпанберг был арестован, но в
декабре 1752 года оправдан. До 1761 года служил на Балтике.
Умер в Кронштадте.
Мыс в Анадырском заливе Берингова моря. Открыт, обследован и назван в
1828 году экспедицией
Ф.П. Литке на шлюпе «Сенявин».
Гора на берегу Анадырского залива. Названа по мысу.
Остров среди островов Пахтусова в архипелаге Норденшельда. Назвала Русская Полярная
экспедиция в 1901
году. Приближенно нанесен на карту
Ф.А. Матисеном. Описан и
заснят в 1938 году гидрографической экспедицией ГУСМП на гидрографическом
судне «Норд» под
руководством А.И. Косого.
|