Юнг
(Young) Аллен
(12.12.1827–20.11.1915)
Английский торговый моряк, арктический исследователь.
Родился в Твиккенхеме. Начал службу в торговом флоте в 1846 году, обслуживая
перевозки у берегов Восточной Индии. Отличное выполнение своих обязанностей
обеспечили Юнгу почет и уважение на флоте, именно ему было доверено заниматься
перевозкой войск во время Крымской компании.
Сразу после окончания войны Юнг в качестве штурмана и ответственного за парусное
хозяйство вошел в состав арктической экспедиции
Ф. Мак-Клинтока на «Фоксе»,
направлявшейся на поиски пропавших кораблей
Дж. Франклина. К участию в
ней приглашали самых отборных моряков. Юнг отказался от каких-либо
вознаграждений и сам внес 500 фунтов стерлингов в фонд экспедиции.
Начиналось все чрезвычайно тяжело. В первый 1857 год не удалось даже войти в
пролив Ланкастер и достичь острова
Бичи, места первой зимовки Франклина. До них это удавалось всем
«франклиновским» экспедициям. Трудности позволили Мак-Клинтоку и Юнгу хорошо
узнать друг друга и стать близкими друзьями. Лишь на второй год, после зимовки в
дрейфующих льдах
моря Баффина удалось
двинуться вглубь Канадского арктического архипелага к намеченному месту поисков
и дойти до
пролива Пил между островами
Принца-Уэльского и Сомерсет, где пришлось встать на вторую зимовку. С
началом светлого времени наконец-то приступили к поискам.
Мак-Клинток поручил Юнгу обследование берегов
острова Принца-Уэльского и острова
Сомерсет. В команду Юнга входили его старый друг Гарвей, еще три англичанина
и эскимос Самюэль, отвечавший за собачьи упряжки. Вышли 7 апреля, за два дня
пересекли
пролив Франклина и
высадились на остров Принца-Уэльского. Оказалось, что побережье острова простирается
на юг гораздо дальше, чем предполагалось, и Юнг, боясь, что им не хватит
продовольствия, отправил большую часть людей назад, оставив себе только одного
спутника Хобдея, с которым и проделал намеченные поиски, продолжавшиеся сорок
дней. Безусловно, это был чрезвычайно смелый и опасный эксперимент.
Не подготовленные к строительству укрытий из снега на ночь они просто выкапывали
углубление в снегу, вмещавшее двух человек, и в нем проводили ночь. Двигаясь
вдоль побережья острова Принца-Уэльского, Юнг со спутником 7 мая дошли до холмов,
которые в 1851 году видел
Ш. Осборн. Желая продолжить поиски, Юнг попытался переправиться на
остров Виктория, но не смог это сделать из-за труднопроходимого торосистого с
глубоким снегом льда. В результате самоотверженного похода Юнга и Хобдея было
завершено нанесение на карту юго-западного и западного берегов острова
Принца-Уэльского, что имело важное значение для географии, исследовано состояние
льда в
проливе Мак-Клинтока,
отделяющем этот остров от острова Виктория.
По возвращении Юнг нуждался в лечении, но он, вопреки протестам доктора, на этот
раз с Гарвеем 10 июня отправился в новый поход, желая завершить описание
юго-восточного берега острова Принца-Уэльского. Решив эту задачу, переправились на остров
Сомерсет и нанесли на карту его южную часть. Спутники были чрезвычайно утомлены,
кроме того, их очень удручала неудача в поисках следов экспедиции Франклина.
Мак-Клинток, закончив свой поход и узнав, что Юнг еще не вернулся, отправился
ему навстречу и помог добраться до судна.
На родине экспедиция была принята восторженно.
В 1862 году Юнг командовал «Фоксом» при прокладке подводного кабеля между
Исландией и Гренландией, позднее помогал адмиралу Ш. Осборну в обеспечении
Европейско-Китайской флотилии, командовал кораблем в 1862–1864 гг. во время
Тайпинского восстания в Китае.
В 1875 году Юнг на яхте «Пандора», построенной на собственные средства,
попытался пройти Северо-Западным проходом. Целью похода были также поиски
каких-либо письменных свидетельств о судьбе экспедиции Франклина. Ни того, ни
другого достичь не удалось, «Пандора» смогла пробиться только до
пролива Пил. Юнг проверил
свою съемку 1859 года и убедился, насколько точно она была сделана, несмотря на
тяжелейшие условия. В 1876 году Юнг намеревался повторить попытку, но
Адмиралтейство неожиданно предложило ему заняться обеспечением экспедиции
Нэрса, полагая, что никто
другой не сможет выполнить эту важную работу более успешно. Юнг успешно
справился с поставленной задачей, и в награду за это в 1877 году был пожалован
Королевой дворянским званием.
Следующим предприятием Юнга, вошедшим в историю освоения уже Российской Арктики,
явилось его плавание в 1882 году на судне «Надежда (Hope)» к берегам
Новой Земли, где им у
западного входа в
пролив Маточкин Шар была спасена
экспедиция
Б. Ли-Смита, возвращавшаяся
на ботах с
архипелага Земля Франца-Иосифа после гибели своего
судна и зимовки.
«Фокс», доживающий
свой век. Годхавн, Гренландия. 1914 год |
В период Египетской войны Юнг состоял морским представителем в Обществе
Национальной помощи.
За свои заслуги Юнг был награжден целым рядом английских и зарубежных орденов, в
1879 году в Лондоне опубликованы его записки о двух плаваниях в Арктику на
«Пандоре».
Умер в Бруквуде,
графство Суррей, Англия, похоронен на
кладбище Бруквуда.
Острова (Янг) в заливе Батерст моря Бофорта.
Остров (Янг) и банка (Янг-Шол) в проливе
Барроу в Канадском арктическом архипелаге.
Мыс
(Янг) в заливе Батерст моря Бофорта.
Мыс (Аллен-Янг)
на юго-западном побережье острова Принца-Уэльского в Канадском арктическом
архипелаге.
Мыс
в проливе Дольфин-энд-Юнион между побережьем Канады и о. Виктория.
Пролив (Аллен-Юнг) на юге архипелага Земля Франца-Иосифа. Назвал
Ф. Джексон.
Бухта (Янг) на востоке острова Принца Уэльского в Канадском арктическом
архипелаге.
Залив (Янг-Инлет) на севере острова Батерст в Канадском арктическом
архипелаге.
Бухта (Аллен) и
речка (Аллен) на юго-западе острова Корнуоллис в
Канадском арктическом архипелаге.
Озеро (Аллен) на севере острова Принца Уэльского в Канадском арктическом
архипелаге. |