Ершов Василий Артемьевич

Ершов Василий Артемьевич

(1781? – 15.02.1860)

 

Русский кораблестроитель, корабельный мастер, построил более 60 судов различного класса и ранга, среди которых линейный корабль «Азов», ставший первым кораблем отечественного флота удостоенный высшей награды для кораблей — кормовым Георгиевским флагом, член Кораблестроительного учетного комитета, генерал-лейтенант Корпуса корабельных инженеров, его именем назван мыс на Новой Земле.

Родился в Казани в семье мастерового, работавшего на местном Адмиралтействе. Подростком Василий Ершов помогал отцу в работах на судостроительной верфи. В 1791 году один из петербургских корабельных мастеров, находившийся на казанской верфи по служебным делам, с согласия родителей, увез Василия в столицу, где он поступил мачтовым учеником в чертежную Петербургского порта.

Позже Василий был переведен на верфь в Галерный двор ластовым учеником 1-го класса, Его учителями были корабельный мастер Даниил Массальский и мачтовый мастер Иван Копейщиков.

В 1804 году Ершов участвовал в переоборудовании четырех транспортов в бомбардирские суда, а позже в постройке корвета в Кронштадтском порту. В 1808 году он стал помощником корабельного мастера и получил чин 14-го класса.

В 1808—1821 годах Василий Ершов занимался капитальным ремонтом кораблей Балтийского флота в Кронштадте, участвовал в подготовке к кругосветной экспедиции шлюпов «Восток», «Мирный», «Открытие» и «Благонамеренный». В 1821 году став корабельным мастером, участвовал в постройке экспедиционных судов: фрегатов «Кастор» и «Крейсер», шлюпов «Ладога» и «Аполлон», брига «Аякс».

В 1825 году, в связи с развитием судостроения в Архангельске, потребовалась помощь управляющему Соломбальского порта А.М. Курочкину. На северную верфь был направлен В.А. Ершов. С октября 1825 по май 1826 года вместе с  Курочкиным он построил два 74-пушечных корабля «Иезекииль» и «Азов».

В 1826 году Ершов построил второй на Севере колесный пароход «Спешный», в 1831—1839 годах еще два парохода. В 1831—1832 годах он построил бот «Новая Земля», который под командованием П.К. Пахтусова в 1832—1833 года совершил экспедицию к Новой Земле.

В 1832 году  Ершов возглавил кораблестроение в Архангельском порту.

 

Крушение «Ингерманланда».

(картина К.В. Круговихина)

 

Всего за период 1827 – 1842 годов под руководством Ершова на Соломбальской верфи было построено тринадцать 74-пушечных корабля типа «Иезекииль», семь фрегатов и пять транспортов.

В 1842 году Ершов получил назначение в Кронштадт и сдал обязанности управляющего Соломбальского порта Федору Загуляеву.

30 августа 1842 года Ершов вместе со своими сыновьями, морскими офицерами, находился на построенном им 74-пушечном линейном парусном корабле «Ингерманланд» в море. В сильнейший шторм корабль налетел на подводные камни. В результате трагедии погибло 389 человека, в том числе погиб и старший сын Ершова поручик 7-го экипажа Василий Ершов.

С 1853 года Ершов стал членом Кораблестроительного ученого комитета, 15 февраля 1860 году он был произведен в чин генерал-лейтенанта Корпуса корабельных инженеров и в тот же день умер.

Мыс на карском побережье южного острова Новой Земли севернее залива Абросимова. Назвал в 1833 году П.К. Пахтусов.

 

Вернуться на главную страничку