Крамской

 

Крамской Иван Николаевич

 

(27.05(08.06)1837 – 24.03(05.04)1887)

 

Русский художник жанровой, исторической и портретной живописи, гравер, художественный критик и общественный деятель.

Родился в Острогожске, в небогатой мещанской семье, первоначальное обучение получил в уездном училище.

Рисованием Крамской начал заниматься с детства самоучкой. В шестнадцатилетнем возрасте поступил в ретушеры к одному харьковскому фотографу.

В 1857 году он поступил в Академию Художеств. Будучи противником академического искусства, Крамской стал одним из инициаторов «бунта четырнадцати», закончившегося уходом из Академии и созданием в 1863 году Артели художников, которая была первой попыткой образования в России независимого творческого объединения художников. Благодаря Крамскому, в ней царила атмосфера взаимопомощи, сотрудничества и глубоких духовных интересов. В это время вполне определилось и призвание Крамского-портретиста.     

В 1870 году Артель  была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок», руководителем, разработчиком устава, идейным наставником,  одним из самых деятельных и авторитетных членов правления которого стал Крамской. Цель Товарищества заключалась в стремлении самостоятельно определять развитие художественной культуры в стране. Если Артель была первой в русском искусстве попыткой создать художественное объединение, независимое от официальной опеки, то Товарищество осуществило эту идею. От других предводителей Товарищества его выгодно отличала самостоятельность мировоззрения, редкая широта взглядов, чуткость ко всему новому в художественном процессе и нетерпимость ко всякому догматизму.

С 1871 года Товарищество устроило 48 передвижных выставок в Петербурге и Москве, показанных затем в Киеве, Харькове, Казани, Орле, Риге, Одессе и других городах. Оно объединяло почти все наиболее талантливые художественные силы страны. В его состав в разное время входили (помимо инициаторов) И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.М. Прянишников, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В.М. Максимов, К.А. Савицкий, А.М. Васнецов и В.М. Васнецов, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, Н.А. Ярошенко, И.И. Левитан, В.А. Серов и др. Экспонентами выставок Товарищества были М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, А.П. Рябушкин и др. Избрав основой своего искусства творческий метод критического реализма, передвижники обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной страны, ее природы.

На первой выставке Товарищества экспонировались «Портрет Ф.А. Васильева» и «Портрет М.М. Антокольского». Через год была показана картина «Христос в пустыне», замысел которой вынашивался несколько лет. По словам Крамского, «и у прежних художников Библия, Евангелие и мифология служили только предлогом к выражению совершенно современных им страстей и мыслей». Сам он, подобно Ге и Поленову, в образе Христа выразил идеал человека, исполненного высоких духовных помыслов, готовящего себя к самопожертвованию. Художнику удалось здесь убедительно высказаться об очень важной для русской интеллигенции проблеме нравственного выбора, которая встает перед каждым, понимающим свою ответственность за судьбы мира, и эта довольно скромная по живописи картина вошла в историю отечественного искусства.

Наследие Крамского очень неравноценно. Замыслы его картин были значительны и оригинальны, однако их осуществление наталкивалось на ограниченность его возможностей как художника, которую он сам хорошо осознавал и пытался преодолеть настойчивым трудом, но не всегда успешно.

 

Мемориальная доска. Петербург, Биржевая линия, дом 18

Мемориальная доска. Петербург, Адмиралтейский, проспект дом 10

 

Наибольших успехов Крамскому удалось добиться в портретном творчестве. Он запечатлел многих деятелей русской культуры: Л.Н. Толстого, И.И. Шишкина, И.А. Гончарова, Я.П. Полонского, П.П. Третьякова, Д.В. Григоровича, М.М. Антокольского, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина и других; часть этих портретов была написана специально по заказу П.П. Третьякова для его картинной галереи. Особое место в портретном творчестве Крамского занимают образы крестьян. Одно из самых необычных произведений Крамского «Неизвестная» до сих пор волнует критиков и зрителей своей загадочностью.

Крамской неутомимо трудился и последние годы своей жизни, но тяжелая болезнь все сильнее и сильнее подтачивала его; кашель душил и мучил его. Постоянное недомогание, так туго поддававшееся лечению, очень изменило характер Крамского; он сделался крайне раздражительным; взгляды его на русскую живопись и на русских художников переменились и стали пессимистическими. В Крамском угасала жизнь, но талант его, его художественная мощь еще были сильны в нем. Смерть, последовавшая от аневризма, была мгновенной. Крамской упал, работая у мольберта над портретом доктора Раухфуса, с кистями в руках, в оживленном разговоре. И этот неоконченный портрет Раухфуса яркое и блестящее свидетельство того, какова была художественная мощь у Крамского и до последнего момента его жизни.

В лице Крамского русское искусство и русское общество имели выдающегося художника, чуткого критика и воодушевленного борца за все свежее, хорошее и талантливое, неутомимого борца против рутины, против каких бы то ни было тормозов, задерживавших развитие дорогого его сердцу родного искусства. Многие из его критических статей долгие годы остаются глубоко важными для всех и особенно для молодых художников — они найдут в этих статьях ряд живых, светлых идей, правдивые и верные взгляды на современное искусство.

Без Ивана Николаевича Крамского невозможно представить демократическую художественную культуру второй половины Х1Х века. Крамской — выдающаяся фигура в культурной жизни России 1860 – 1880-х годов. Организатор Петербургской художественной артели, один из создателей объединения передвижников, тонкий художественный критик, страстно заинтересованный в судьбах русского искусства, он был идеологом целого поколения художников-реалистов.

Похоронен в Санкт-Петербурге, в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры.

Мыс на северном берегу залива Чекина на Новой Земле. Назвал в 1901 году художник А.А. Борисов.

 

Карта зал. Чекина, составленная А.А. Борисовым

 

Вернуться на главную страничку