Куинджи, Архип Иванович
(15(27).01.1841-11(24).07.1910)
Выдающийся
русский художник, мастер пейзажной живописи.
Родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Рано лишившись родителей,
мальчик познал полное лишений детство, добывая хлеб свой насущный постоянным
тяжелым трудом. Ему удалось выучиться у учителя-грека грамоте, некоторое время
он посещал городское училище.
С ранних лет у Куинджи проявились любовь и способности к живописи, он рисовал на
любом подходящем материале: стенах, заборах, обрывках бумаги, работал ретушером
у фотографов, пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Одно время он
был в учениках у Айвазовского, однако, тот так и не допустил его к холсту,
доверяя лишь толочь краски.
После Куинджи уехал в Санкт-Петербург, где ему удалось создать первое большое
полотно «Татарская сакля в Крыму», которое он выставил на академической выставке
в 1868 году.
С третьей попытки Куинджи стал вольнослушателем академии. Постепенно ему удалось
добиться заслуженного признания. В 1872 году за картину «Осенняя распутица» он
получил звание классного художника, созданная им в 1873 году картина «Снег»
через год была отмечена бронзовой медалью на международной выставке в Лондоне.
Затем последовали его выдающиеся творения «На острове Валаам», «Ладожское
озеро», «Забытая деревня», «Степь», «Чумацкий тракт
в Мариуполе» и конечно знаменитая
«Украинская ночь».
В 1877 году Куинджи стал членом Товарищества передвижников, а через год выставил
«Лес» и «Вечер в Малороссии», возбудивший массу споров и создавший много
подражателей. Выйдя в 1879 году из Товарищества передвижников, он начал
выставлять свои картины в «сольном режиме. Огромный успех имели его полотна
«Лунная ночь на Днепре», «Березовая роща», «Днепр утром».
Мемориальная доска. Петербург, Биржевая линия, дом 18 |
После 1882 года и до самой смерти Куинджи нигде больше своих картин не
выставлял. С 1894 по 1897 гг. он был профессором-руководителем высшего
художественного училища при Академии Художеств.
В последние годы жизни Куинджи часто выступал в роли мецената, жертвуя крупные
суммы Академии художеств, обществу поощрения художеств. Эти средства шли на
выплату премий по пейзажной живописи. За год до смерти он принес в дар
Художественному обществу своего имени 100000 рублей и собственное имение.
Умер в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. В
1952 году надгробие и прах перенесены в
Некрополь мастеров искусств
(Бывшее Тихвинское кладбище) Александро-Невской Лавры.
Мыс на южном берегу залива Чекина на карском побережье северного
острова Новой Земли. Название дано в 1901-1902 гг. Новоземельской экспедицией
художника
А.А. Борисова. |