Миккельсен

Миккельсен (Mikkelsen) Эйнар

(23.12.1880-01.05.1971)

 

Датский полярный исследователь, писатель. Участник нескольких экспедиций в Арктику. Наибольшую известность получил как лидер экспедиции 1909—1912 годов в Восточную Гренландию, целью которой были поиски сведений о погибшей в 1907 году партии датского путешественника Людвига Мюлиус-Эриксена.

Родился в Вестер-Брендерслеве (Ютландия) в семье ремесленника и преподавателя труда Акселя Миккельсена.

 В 1885 году семья перебралась в Копенгаген, где отец открыл школу труда В Копенгагене до 13 лет Эйнар получал начальное образование, однако интереса к учебе не проявлял, его любимым местом в городе был морской порт, и в 13 лет отец разрешил ему начать морскую службу на учебном судне «Georg Stage». В 1899 году он закончил мореходное училище, имея к этому времени пятилетний опыт работы в море, в частности на Дальнем востоке. Вдохновленный исследованиями своего соотечественника Густава Хольма и норвежца Фритьофа Нансена, уже в возрасте шестнадцати лет Миккельсен попытался стать участником экспедиции Саломона Андре на воздушном шаре, ради чего пешком прошел более 500 километров из Стокгольма до Гетеборга, но ему было отказано по причине молодости.

В 1900 году, после нескольких попыток принять участие в путешествиях в полярные регионы, в том числе в экспедиции 1898 года на «Фраме», Миккельсен был принят в состав второй экспедиции Георга Амдрупа в Восточную Гренландию, во время которой вместе с ее лидером с 22 июля по 2 сентября прошел на 5,5 метровой весельной лодке вдоль побережья около 500 миль.

Уже на следующий год он в качестве помощника картографа участвовал в экспедиции Болдуина-Циглера на Землю Франца-Иосифа (1901—1902).

В 1906 году вместе по приглашению  американского геолога Эрнеста Леффингуэлла Миккельсен   принял участие в экспедиции в море Бофорта. В этой экспедиции во время пеше-санного путешествия Леффингуэлл, Миккельсен и Сторкер Сторкенсон   первыми провели постоянные измерения глубины моря, тем самым определив ширину континентального шельфа.  

В 1908 году стало известно о гибели в Восточной Гренландии Людвига Мюлиус-Эриксена, исследовавшего на судне «Алабама» северо-восточные области острова. Тело одного из сопровождавших его спутников — Йоргена Бренлунна, удалось найти поисковой партии Йохана Коха, а вот тел самого полярного исследователя и еще одного участника партии — картографа Нильса Хег-Хагена как и их дневники, которые могли бы пролить свет на обстоятельства трагедии, обнаружить не удалось.

Британский медиамагнат лорд Нортклифф предложил Миккельсену организовать их повторные поиски, а также оплатить все связанные с этим расходы, однако несмотря на заманчивость перспективы, Миккельсен от этого предложения отказался. Он, в итоге, возглавил поисковую экспедицию, которая была организована самими датчанами — половину расходов взяло на себя правительство, оставшуюся часть составили частные пожертвования.

20 июня 1909 года Миккельсен в сопровождении семерых спутников (лейтенантов Вильгельма Лауба и К. Йоргенсена, Ханса Олсена, Георга Паулсена, плотника Карла Унгера и инженера-механика Ивера Иверсена  на  шлюпе «Алабама» покинул Копенгаген, 27 августа достиг восточных берегов Гренландии и бросил якорь на острове Шеннон в 100 милях от базы экспедиции Мюлиус-Эриксена 1906—1908 годов. С 25 сентября по 16 декабря было предпринято первое санное путешествие, в ходе которого Миккельсену, Иверсену и Йоргенсену удалось добраться до захоронения Бренлунна, но найти что-либо новое не удалось. Следующее большое путешествие было начато Миккельсеном 4 марта 1910 года. В сопровождении четырех человек он направился в северо-восточную область острова, однако из-за погодных условий и малого числа собак продвижение было медленным, 10 апреля он отправил обратно Лауба, Олсена и Паулсена, а сам с Иверсенем и двумя упряжками из пятнадцати собак продолжил путь, но только 12 мая они достигли изголовья Датского фьорда — одного из первых мест работы партии Мюлиус-Эриксена.

22 мая ими был найден первый из гуриев Мюлиус-Эриксена, внутри которого была записка, датированная 12 сентября 1907 года, и из которой следовало, что партия возвращается на базу не через внутренние области острова, как предполагалось, а вдоль побережья на восток. Вскоре Миккельсен обнаружил летний лагерь Эриксена и записку от 8 августа, в которой сообщалось, что они открыли землю, соединявшую Нэви-клифф, и что «пролива Пири» не существует.

Еще в начале путешествия Миккельсен намеревался пройти проливом Пири к проливу Смита, но после открытия Мюлиус-Эриксена это стало невозможным и бессмысленным, поэтому 28 мая двое путешественников повернули назад к базе, до которой было, по крайней мере, 550 миль (или около 800 км по-прямой). К этому моменту у них с собой было пищи на сорок пять дней для себя и на двенадцать дней для семерых оставшихся собак. Обратное путешествие оказалось очень трудным. Продвижению препятствовал глубокий, мягкий и влажный снег, местами открытая вода, сам Миккельсен страдал от цинги. К 8 июля, когда они добрались до Маллемук-фьорда (около 500 км от острова Шеннон), у них оставались только три собаки. Частично запасы продовольствия и топлива удавалось пополнить из депо, заложенных экспедицией 1906—1908, в том числе из последнего на Земле Ламберта (около 250 км от Джемани-лэнд), но все остальные оказались пусты. В одном из них, за 130 километров от Денмарксхавн, они оставили все ненужные вещи, в том числе спальные мешки, и налегке, взяв только оружие, дневники, фотопленку, плиту и немного топлива и еды 9 сентября отправились к базе Мюлиус-Эриксена, до которой еле живые добрались только десять дней спустя, и где нашли пищу и кров. За 270 дней путешествия они, в общей сложности, прошли 1400 миль.

Спустя четыре недели, восстановив силы, Миккельсен и Иверсен отправились на юг, и 5 ноября достигли острова Шеннон, где выяснили, что, там их никто не ждет — обломки «Алабамы» были разбросаны по берегу, а ее экипаж отсутствовал (спустя время они узнали, что «Алабама» затонула, получив во время весеннего ледохода пробоину, а ее экипаж был эвакуирован норвежским промысловым судном). Тем не менее, из обломков судна на берегу была построена хижина, а с него было снято достаточное количество пищи и топлива, чтобы продержаться зиму. Перезимовав, все следующее лето путешественники прождали спасательное судно, но безрезультатно. 20 ноября они перебрались на остров Басс-Рок в тридцати километрах к югу от Шеннона, на котором в 1901 году для экспедиции Болдуина-Циглера 1901—1902 была построена хижина и организован склад продовольствия. Там они выяснили, что 23 июля за ними приходило норвежское судно «Лаура», а также подробности спасения экипажа. Только 19 июля следующего 1912 года Миккельсен и Иверсен были спасены норвежским пароходом «Sjøblimsten». К этому моменту они не видели людей 28 месяцев.

Тела Мюлиуса-Эриксена и Хег-Хагена так и не были найдены.

После возвращения в цивилизацию Миккельсен встретил очень теплый прием в Европе, которую объездил с многочисленными выступлениями, в частности в Великобритании, где нашел всестороннюю поддержку Королевского географического общества. У себя же на родине в Дании его соображения по поводу экспедиции Мюлиус-Эриксена были восприняты критически, вопреки ожиданиям он не получил золотой медали Датского Королевского географического общества и даже не был приглашен на церемонию открытия мемориала участникам Danmarks Expedition, несмотря на то, что нашел и сохранил, несмотря ни на что, важнейшие сведения о судьбе ее погибших участников и сделанных ими открытиях. Правительство Дании, в итоге, выплатило ему лишь премию в 1000 датских крон (~ 150$).

После возвращения из экспедиции Миккельсен некоторое время он проработал в Датской Восточно-Азиатской компании,  позже сотрудником в страховой компании «Baltica Merchant Insurance Company». За это время он опубликовал несколько книг и статей, среди которых «Джон Дейл» и «История Аляски», зарекомендовав себя как писатель.

После серии разрушительных штормов 1921 года, нанесших значительный ущерб Западной Европе, Миккельсен высказал убежденность, что циклоны перемещаются на восток от Гренландии, и что организация метеостанций на востоке острова, оснащенных радиосвязью, позволит предупреждать подобные этому природные катаклизмы заранее. В Дании его предложение было встречено со значительным скептицизмом, но при этом в Европе оно нашло отклик.

В начале 1920 годов на фоне усиливающихся территориальных претензий Норвегии на восточную часть Гренландии Миккельсену удалось убедить датское правительство в необходимости в кратчайшие сроки колонизировать восточные области острова. В 1924 году он возглавил первую волну переселенцев, основавших колонию Иллоккортоормиут в устье залива Скорсби, а в на следующий год перевез туда их семьи. Это начинание Миккельсен считал своим самым важным вкладом в дело развития Восточной Гренландии, хотя и нажил при этом множество влиятельных недругов, в частности, за резкую критику администрации острова.

 

Иллоккортоормиут, на переднем плане бюст Э. Миккельсену

 

После оккупации в 1931 году Норвегией части восточного побережья острова идеи Миккельсена нашли, наконец, полное понимание на родине. В 1932 году он возглавил исследовательскую экспедицию в Гренландию (третью из работавших в тот момент на восточной стороне острова (Расмуссена и Лауге Коха). В том же году Миккельсен стал представителем датской делегации в международном суде в Гааге, где рассматривался территориальный спор между странами, и его показания и приведенные доводы сыграли не последнюю роль в вынесении окончательного решения суда в пользу Дании.

 

Бюст Э. Миккельсену в Копенгагене

 

На следующий год он получил должность инспектора Восточной Гренландии, на которой проработал вплоть до выхода на пенсию в 1950 году, но даже после официального отхода от дел еще на протяжении 20-ти лет насущные проблемы этого региона оставались для Миккельсена главной темой жизни. За искреннее участие в их судьбе и отстаивание их интересов жители восточного берега острова его называли «Мики» и считали своим благодетелем.

В течение 1950-х годов Эйнар Миккельсен работал в институте Арктики Северной Америки, а в 1954 году он стал одним из основателей Датского института Арктики. Он написал более десятка книг по теме полярных исследований, три из которых были переведены на русский язык («Во льдах Гренландии» (1914), «По следам жертв ледяной пустыни» (1914) и «Соседи Северного полюса» (1930)).

Умер в Копенгагене, похоронен на кладбище Ордруп.

Острова в Канадском арктическом архипелаге.

Хребет и его высшая точка (68°53′00″N   28°37′00″ W) в Восточной Гренландии на Земле короля Христиана IX.

Мыс в Восточной Гренландии.

Ледник Эйнар Миккельсен.

Залив на Аляске.

 

Вернуться на главную страничку